В 1888 году специализированный журнал Tailor & Cutter строго определял назначение подобных моделей «для велосипедного спорта, физической работы, рыбалки, развлечений и вересковых пустошей». Сегодня, когда требования делового дресс-кода значительно смягчились, в большинстве гардеробов серые и темно-синие костюмы уступили место пиджакам всех цветов и моделей. Они же составляют теперь большую часть коллекций некогда консервативных костюмных марок, и, хотя маркетологи и дизайнеры нередко изобретают новые термины для комбинаций брюк и пиджака, вроде breaking suit («разбитый костюм»), все они имеют в виду старый добрый спортивный пиджак.
Как и в случае со всей костюмной классикой, прототип спортивного пиджака следует искать в Англии. Он носит название норфолкского пиджака. Существует несколько теорий его происхождения, но ни одна из них не подкреплена достоверными фактами. Можно лишь с определенной уверенностью утверждать, что модель эта возникла в графстве Норфолк примерно в 1860-е годы. Этот пиджак, преимущественно из твида с вместительными карманами и поясом на талии, предохраняющим от ветра, одинаково хорошо подходил и для игры в гольф, и для охоты. Однако норфолкский пиджак так и остался в ряду сугубо спортивных и сегодня встречается достаточно редко. Его самым ярким появлением в наши дни можно считать костюмы для Паоло Гуччи, которого сыграл Джаред Лето в недавнем фильме Ридли Скотта. Их изготовление доверили неаполитанской марке Cesare Attolini, мастерам раскроя тканей со сложным рисунком. Вряд ли стоит ожидать, что норфолкский пиджак вернется в моду, зато его прямому потомку была суждена долгая жизнь.
Как справедливо замечают англичане, спортивную мужскую одежду изобрела лошадь, поэтому норфолкский пиджак был адаптирован для верховой езды: полы разошлись в стороны, исчез пояс и боковые складки на спинке. Велосипедисты оценили удобство новой модели и популяризовали ее в городе. Один из самых блестящих светских выходов спортивного пиджака случился благодаря принцу Уэльскому (будущему королю Эдуарду VIII и впоследствии герцогу Виндзорскому), который служил неофициальным послом британского стиля во всем мире. В 1924 году он прибыл в США, и на первых полосах газет появились портреты с детальным описанием его облачения. Принц сходил с корабля в черно-белом пиджаке в клетку «Глен Аркарт плейд» и в серых фланелевых брюках. Элегантный, но неформальный пиджак с широкой проймой и свободным рукавом, подходящий как для отдыха, так и для путешествий, стремительно завоевал гостиные, курорты и гольф-поля от Палм-Бич до Хэмптона. Американцы назвали его непарным пиджаком (odd jacket) и выстроились в очередь в универмаги за новинкой. Постепенно модель обрела свои узнаваемые черты, которые в разных комбинациях используются и поныне: наклонные клапанные карманы, в том числе кармашек для билета, плетеные кожаные пуговицы и широкую строчку лацкана, а также налокотники из кожи.
Несмотря на то, что спортивный пиджак предназначался для свободного времени, он стал появляться и в профессиональном сообществе. В 1960-е годы творческим сотрудникам компаний разрешили приходить в них в офисы. Одними из первых, кто сменил костюмы на спортивные пиджаки, были рекламщики. Бесконечное множество подобных моделей показано в сериале Mad Men, который может служить лучшим пособием по искусству сочетать пиджак с другими предметами гардероба. Спортивный пиджак допускает множество удачных стилистических решений: он хорошо смотрится как с традиционными брюками, так и с джинсами и чиносами, с лоферами, мокасинами – и даже модные городские кроссовки и кеды будут вполне уместны с ним.
В новых коллекциях подобные пиджаки предложены во множестве вариантов расцветок, тканей и кроя. И выбирая среди них, вполне можно руководствоваться правилом герцога Виндзорского, который говорил, что В новых коллекциях подобные пиджаки представлены во множестве вариантов расцветок, тканей и кроя. И выбирая среди них, вполне можно руководствоваться правилом герцога Виндзорского, который говорил, что чем ярче рисунок спортивного пиджака – тем лучше. У него же стоит поучиться этим сочетаниям. Одна из самых ярких коллекций сезона – у Massimo Alba. Он традиционно использует британский твид, но делает из него пластичные, лишенные приклада и подкладки пиджаки. Крупная клетка кажется заметной в сочетании с нейтральными базовыми вещами, но стоит надеть с таким пиджаком алые вельветовые брюки, и она уже не выглядит настолько броской. Подобный подход разделяет марка Boglioli, предлагая британскую твидовую классику вне времени и моды.
Клетку традиционно любят неаполитанцы, и к ней обращается Винченцо Аттолини в коллекции для своего бренда Stile Latino. Он еще дальше отходит от канонов формальности и предлагает пиджак в крупную клетку с накладными карманами со встречной складкой и клапанами, в котором невозможно не увидеть черты исторического норфолкского пиджака.
Более сдержанны северяне: венецианцы Belvest используют клетку «оконная рама» в сочетании с однотонными вещами, а ломбардцы Canali предлагают варианты «разбитых костюмов» самого делового толка. Несколько удачных моделей спортивных пиджаков нашлось и в коллекции Caruso. В их числе однотонные – от сливового и карамельного оттенков до цвета лимонных леденцов – и модели со всевозможными клетками. Экологичный подход можно заметить в моделях пиджаков Caruso Re-life, которые шьются из фрагментов тканей, оставшихся от предыдущих коллекций.