Символ свободы или как спортивный пиджак стал неотъемлемой частью гардероба
Символ свободы или как спортивный пиджак стал неотъемлемой частью гардероба
15 февраля 2022
Спортивный пиджак стал тем изобретением, которое позволило мужчинам выглядеть элегантно, не поступаясь практичностью и комфортом. В наши дни он уже не имеет прямого отношения к спорту, хотя англичане по сей день выходят на охоту в твидовых пиджаках.

В 1888 году специализированный журнал Tailor & Cutter строго определял назначение подобных моделей «для велосипедного спорта, физической работы, рыбалки, развлечений и вересковых пустошей». Сегодня, когда требования делового дресс-кода значительно смягчились, в большинстве гардеробов серые и темно-синие костюмы уступили место пиджакам всех цветов и моделей. Они же составляют теперь большую часть коллекций некогда консервативных костюмных марок, и, хотя маркетологи и дизайнеры нередко изобретают новые термины для комбинаций брюк и пиджака, вроде breaking suit («разбитый костюм»), все они имеют в виду старый добрый спортивный пиджак.

Как и в случае со всей костюмной классикой, прототип спортивного пиджака следует искать в Англии. Он носит название норфолкского пиджака. Существует несколько теорий его происхождения, но ни одна из них не подкреплена достоверными фактами. Можно лишь с определенной уверенностью утверждать, что модель эта возникла в графстве Норфолк примерно в 1860-е годы. Этот пиджак, преимущественно из твида с вместительными карманами и поясом на талии, предохраняющим от ветра, одинаково хорошо подходил и для игры в гольф, и для охоты. Однако норфолкский пиджак так и остался в ряду сугубо спортивных и сегодня встречается достаточно редко. Его самым ярким появлением в наши дни можно считать костюмы для Паоло Гуччи, которого сыграл Джаред Лето в недавнем фильме Ридли Скотта. Их изготовление доверили неаполитанской марке Cesare Attolini, мастерам раскроя тканей со сложным рисунком. Вряд ли стоит ожидать, что норфолкский пиджак вернется в моду, зато его прямому потомку была суждена долгая жизнь.


Джаред Лето в роли Паоло Гуччи (слева) / Фото: kinopoisk.ru 


Как справедливо замечают англичане, спортивную мужскую одежду изобрела лошадь, поэтому норфолкский пиджак был адаптирован для верховой езды: полы разошлись в стороны, исчез пояс и боковые складки на спинке. Велосипедисты оценили удобство новой модели и популяризовали ее в городе. Один из самых блестящих светских выходов спортивного пиджака случился благодаря принцу Уэльскому (будущему королю Эдуарду VIII и впоследствии герцогу Виндзорскому), который служил неофициальным послом британского стиля во всем мире. В 1924 году он прибыл в США, и на первых полосах газет появились портреты с детальным описанием его облачения. Принц сходил с корабля в черно-белом пиджаке в клетку «Глен Аркарт плейд» и в серых фланелевых брюках. Элегантный, но неформальный пиджак с широкой проймой и свободным рукавом, подходящий как для отдыха, так и для путешествий, стремительно завоевал гостиные, курорты и гольф-поля от Палм-Бич до Хэмптона. Американцы назвали его непарным пиджаком (odd jacket) и выстроились в очередь в универмаги за новинкой. Постепенно модель обрела свои узнаваемые черты, которые в разных комбинациях используются и поныне: наклонные клапанные карманы, в том числе кармашек для билета, плетеные кожаные пуговицы и широкую строчку лацкана, а также налокотники из кожи. 

Несмотря на то, что спортивный пиджак предназначался для свободного времени, он стал появляться и в профессиональном сообществе. В 1960-е годы творческим сотрудникам компаний разрешили приходить в них в офисы. Одними из первых, кто сменил костюмы на спортивные пиджаки, были рекламщики. Бесконечное множество подобных моделей показано в сериале Mad Men, который может служить лучшим пособием по искусству сочетать пиджак с другими предметами гардероба. Спортивный пиджак допускает множество удачных стилистических решений: он хорошо смотрится как с традиционными брюками, так и с джинсами и чиносами, с лоферами, мокасинами – и даже модные городские кроссовки и кеды будут вполне уместны с ним.


Кадр из сериала «Безумцы» / Фото: kinopoisk.ru 


В новых коллекциях подобные пиджаки предложены во множестве вариантов расцветок, тканей и кроя. И выбирая среди них, вполне можно руководствоваться правилом герцога Виндзорского, который говорил, что В новых коллекциях подобные пиджаки представлены во множестве вариантов расцветок, тканей и кроя. И выбирая среди них, вполне можно руководствоваться правилом герцога Виндзорского, который говорил, что чем ярче рисунок спортивного пиджака – тем лучше. У него же стоит поучиться этим сочетаниям. Одна из самых ярких коллекций сезона – у Massimo Alba. Он традиционно использует британский твид, но делает из него пластичные, лишенные приклада и подкладки пиджаки. Крупная клетка кажется заметной в сочетании с нейтральными базовыми вещами, но стоит надеть с таким пиджаком алые вельветовые брюки, и она уже не выглядит настолько броской. Подобный подход разделяет марка Boglioli, предлагая британскую твидовую классику вне времени и моды.

Клетку традиционно любят неаполитанцы, и к ней обращается Винченцо Аттолини в коллекции для своего бренда Stile Latino. Он еще дальше отходит от канонов формальности и предлагает пиджак в крупную клетку с накладными карманами со встречной складкой и клапанами, в котором невозможно не увидеть черты исторического норфолкского пиджака.


Stile Latino / Фото: пресс-служба 


Caruso / Фото: пресс-служба 


Более сдержанны северяне: венецианцы Belvest используют клетку «оконная рама» в сочетании с однотонными вещами, а ломбардцы Canali предлагают варианты «разбитых костюмов» самого делового толка. Несколько удачных моделей спортивных пиджаков нашлось и в коллекции Caruso. В их числе однотонные – от сливового и карамельного оттенков до цвета лимонных леденцов – и модели со всевозможными клетками. Экологичный подход можно заметить в моделях пиджаков Caruso Re-life, которые шьются из фрагментов тканей, оставшихся от предыдущих коллекций.

Вам будет интересно