Искусство под следствием: как оно становилось предметом судебных тяжб
15 декабря 2020
«Представить на суд зрителей» – эту фразу часто используют, говоря об искусстве. Но случается и так, что оно само становится предметом судебных разбирательств. Причем по самым разным поводам. За последние несколько лет в суде оказывались художники и арт-дилеры, наследники коллекционеров и богатые владельцы редких полотен. И даже известный музей вел тяжбу против элитного жилого комплекса. Рассказываем, что становилось причиной споров.

Слово о русском авангарде

Кубофутуризм (1914–1915) Ольги Розановой — вероятнее всего, подделка / Фото: открытые источники

Пять лет продолжалась судебная тяжба между лондонским арт-дилером и галеристом Джеймсом Баттервиком и организаторами выставки «Русский авангард: от кубофутуризма до супрематизма», которая в 2013-2014 годах проходила в итальянской Мантуе. Причиной раздора тогда стали слова Баттервика. Он назвал экспозицию «абсолютным позором», а большинство представленных на ней работ – подделкой. Устроители выставки подали иск против британца, обвинив его в клевете, но проиграли. В феврале 2020 года суд вынес решение в пользу Баттервика. «Он высказал мнение, которое, хотя и было резко заявлено, никогда не было оскорбительным или необоснованным», – отметила судья Стефания Пепе. Сам Баттервик в недавнем интервью изданию The Art Newspaper Russia признавался, что получал письма с угрозами, когда называл работы фальшивыми. Но также отметил, что продаж поддельных произведений русского авангарда все же становится меньше.

Вынесенный из музея экспонат

Мвазулу Диябанза / Фото: Mwazulu Diyabanza (@mwazulu) • Фото и видео в Instagram

Можно ли оправдать тех, кто вынес из музея один из экспонатов? Оказалось, да. В июне 2020 года активисты группы «Мультикультурный фронт против разграбления» вынесли из Музея искусств Африки, Океании и Америки церемониальное копье, после чего прямо во дворе культурной институции осудили разграбление африканского наследия колониальной эпохи и сдали копье прибывшей полиции. Спустя четыре месяца суд оправдал участников группы. Акция была признана проявлением свободы слова. Один из членов группы – Мвазулу Диябанза – назвал произошедшее «активистской дипломатией». А в октябре 2020 года повторил свои действия, но уже в Лувре, откуда он пытался вынести индонезийскую статуэтку.

Спор о Кандинском

Василий Кандинский "Пейзаж с домами" / Фото: stedelijk.nl

На протяжении нескольких лет наследники коллекционера Роберта Левенштейна пытались вернуть картину Василия Кандинского «Пейзаж с домом». Она, по их мнению, в 1940 году была продана на аукционе Frederik Muller & Co по заниженной цене и подлежала реституции. Сейчас полотно находится в Музее Стеделейк и по решению голландского суда там и останется. Суд поддержал аналогичное решение Нидерландского комитета по реституции. Это окончательный вердикт, который не может быть аннулирован. Наследники Левенштейна, в свою очередь, уже назвали произошедшее «вторым похищением картины».

Контрабанда собственной картины

«Голова молодой женщины» кисти Пабло Пикассо / Фото: wikiart.org/en/pablo-picasso

Миллионер Хайме Ботин лишился редкой картины, получил гигантский штраф в размере €52,4 млн и 18-месячный тюремный срок. Все потому, что попытался вывезти принадлежавшее ему полотно Пикассо из страны. Картину «Голова молодой женщины» обнаружили на яхте банкира, когда та находилась в порту Корсики. Ботин хотел продать полотно на аукционе, но вместо этого попал под суд. Работа Пикассо еще до скандального случая была признана национальным достоянием Испании, а значит, не могла покидать пределы королевства. Теперь полотно конфисковано и передано государству.

Художник против корпорации

Фото: Anders Sune Berg / kunsthalcharlottenborg.dk

В 2019 году китайский художник Ай Вэйвэй судился с немецким концерном Volkswagen. Причиной стало использование его работы в рекламе бренда. Новую модель автомобиля запечатлели на фоне инсталляции, размещенной на фасаде выставочного зала Шарлоттенборг в Копенгагене. Для нее Ай Вэйвэй использовал 3,5 тыс. спасательных жилетов, в которых мигранты высаживались на греческий остров Лесбос. В итоге датский суд признал художника пострадавшим и постановил выплатить ему компенсацию в размере $260 тыс. за «ненадлежащее использование произведений искусства в маркетинговых целях».

Жилой комплекс против музея

Жилой комплекс Neo Bankside - слева, галерея Tate Modern - справа / Фото: yulia_md / stock.adobe.com

Neo Bankside – элитный жилой комплекс, расположенный рядом с галереей модернистского и современного искусства Tate Modern в Лондоне. Его жильцы подали иск против галереи, жалуясь на «почти постоянное наблюдение». Возмущение вызвал тот факт, что посетители выставок, выходя на смотровую площадку на 10-м этаже, могут видеть квартиры. Судья иск отклонил и посоветовал жильцам повесить плотные шторы или разместить у окон высокие комнатные растения. А Tate Modern установил на своей террасе табличку с просьбой уважать соседей галереи и не фотографировать их квартиры.

Обвинения в плагиате

Помимо брака с порнозвездой, первой для американского художника персональной выставки в Версале и самой дорогой работы ныне живущего автора, Джефф Кунс знаменит своими судебными тяжбами. Его не раз обвиняли в плагиате. В марте 2017 года французский суд обязал Кунса выплатить €46 тыс. вдове фотографа Жана-Франсуа Боре. У него американец позаимствовал идею для своей скульптуры 1988 года «Обнаженные». В ноябре 2018 года Кунса вновь признали виновным в плагиате. На выставке в Центре Помпиду в 2014-м художник представил пластиковую скульптуру поросенка, пингвина и женщины «Сделано зимой», которая внешне напоминала рекламу коллекции марки Naf Naf 1985 года. Парижский суд постановил взыскать с Кунса и культурной институции €135 тыс. в пользу автора рекламы Фрэнка Давидовичи в качестве компенсации морального ущерба. А в далеком 1992-м художника уличили в копировании снимка фотографа Арта Роджерса. Тогда американец также использовал подсмотренный образ для своей скульптуры.