Слово о русском авангарде

Пять лет продолжалась судебная тяжба между лондонским арт-дилером и галеристом Джеймсом Баттервиком и организаторами выставки «Русский авангард: от кубофутуризма до супрематизма», которая в 2013-2014 годах проходила в итальянской Мантуе. Причиной раздора тогда стали слова Баттервика. Он назвал экспозицию «абсолютным позором», а большинство представленных на ней работ – подделкой. Устроители выставки подали иск против британца, обвинив его в клевете, но проиграли. В феврале 2020 года суд вынес решение в пользу Баттервика. «Он высказал мнение, которое, хотя и было резко заявлено, никогда не было оскорбительным или необоснованным», – отметила судья Стефания Пепе. Сам Баттервик в недавнем интервью изданию The Art Newspaper Russia признавался, что получал письма с угрозами, когда называл работы фальшивыми. Но также отметил, что продаж поддельных произведений русского авангарда все же становится меньше.
Вынесенный из музея экспонат

Можно ли оправдать тех, кто вынес из музея один из экспонатов? Оказалось, да. В июне 2020 года активисты группы «Мультикультурный фронт против разграбления» вынесли из Музея искусств Африки, Океании и Америки церемониальное копье, после чего прямо во дворе культурной институции осудили разграбление африканского наследия колониальной эпохи и сдали копье прибывшей полиции. Спустя четыре месяца суд оправдал участников группы. Акция была признана проявлением свободы слова. Один из членов группы – Мвазулу Диябанза – назвал произошедшее «активистской дипломатией». А в октябре 2020 года повторил свои действия, но уже в Лувре, откуда он пытался вынести индонезийскую статуэтку.
Спор о Кандинском

На протяжении нескольких лет наследники коллекционера Роберта Левенштейна пытались вернуть картину Василия Кандинского «Пейзаж с домом». Она, по их мнению, в 1940 году была продана на аукционе Frederik Muller & Co по заниженной цене и подлежала реституции. Сейчас полотно находится в Музее Стеделейк и по решению голландского суда там и останется. Суд поддержал аналогичное решение Нидерландского комитета по реституции. Это окончательный вердикт, который не может быть аннулирован. Наследники Левенштейна, в свою очередь, уже назвали произошедшее «вторым похищением картины».
Контрабанда собственной картины

Миллионер Хайме Ботин лишился редкой картины, получил гигантский штраф в размере €52,4 млн и 18-месячный тюремный срок. Все потому, что попытался вывезти принадлежавшее ему полотно Пикассо из страны. Картину «Голова молодой женщины» обнаружили на яхте банкира, когда та находилась в порту Корсики. Ботин хотел продать полотно на аукционе, но вместо этого попал под суд. Работа Пикассо еще до скандального случая была признана национальным достоянием Испании, а значит, не могла покидать пределы королевства. Теперь полотно конфисковано и передано государству.
Художник против корпорации

В 2019 году китайский художник Ай Вэйвэй судился с немецким концерном Volkswagen. Причиной стало использование его работы в рекламе бренда. Новую модель автомобиля запечатлели на фоне инсталляции, размещенной на фасаде выставочного зала Шарлоттенборг в Копенгагене. Для нее Ай Вэйвэй использовал 3,5 тыс. спасательных жилетов, в которых мигранты высаживались на греческий остров Лесбос. В итоге датский суд признал художника пострадавшим и постановил выплатить ему компенсацию в размере $260 тыс. за «ненадлежащее использование произведений искусства в маркетинговых целях».
Жилой комплекс против музея

Neo Bankside – элитный жилой комплекс, расположенный рядом с галереей модернистского и современного искусства Tate Modern в Лондоне. Его жильцы подали иск против галереи, жалуясь на «почти постоянное наблюдение». Возмущение вызвал тот факт, что посетители выставок, выходя на смотровую площадку на 10-м этаже, могут видеть квартиры. Судья иск отклонил и посоветовал жильцам повесить плотные шторы или разместить у окон высокие комнатные растения. А Tate Modern установил на своей террасе табличку с просьбой уважать соседей галереи и не фотографировать их квартиры.
Обвинения в плагиате
Помимо брака с порнозвездой, первой для американского художника персональной выставки в Версале и самой дорогой работы ныне живущего автора, Джефф Кунс знаменит своими судебными тяжбами. Его не раз обвиняли в плагиате. В марте 2017 года французский суд обязал Кунса выплатить €46 тыс. вдове фотографа Жана-Франсуа Боре. У него американец позаимствовал идею для своей скульптуры 1988 года «Обнаженные». В ноябре 2018 года Кунса вновь признали виновным в плагиате. На выставке в Центре Помпиду в 2014-м художник представил пластиковую скульптуру поросенка, пингвина и женщины «Сделано зимой», которая внешне напоминала рекламу коллекции марки Naf Naf 1985 года. Парижский суд постановил взыскать с Кунса и культурной институции €135 тыс. в пользу автора рекламы Фрэнка Давидовичи в качестве компенсации морального ущерба. А в далеком 1992-м художника уличили в копировании снимка фотографа Арта Роджерса. Тогда американец также использовал подсмотренный образ для своей скульптуры.