Все связано: что нужно знать о трикотаже
9 ноября 2021
Ровно сто лет назад в моде произошла революция, влияние которой ощущается по сей день. В 1920-х годах Габриэль Шанель стала использовать гладкое трикотажное полотно – джерси для создания повседневной модной одежды. До этого из него делали лишь белье и спортивные, а, значит, не предназначенные для посторонних глаз, вещи. За столетие трикотаж так прочно вошел в наш гардероб, что сегодня способен заменить собой все остальные материалы.

Поскольку в новых условиях мы значительную часть времени проводим дома, то все чаще выбираем одежду из инновационного и многофункционального трикотажа, которая позволяет отдыхать, работать и даже заниматься спортом не переодеваясь. Наше рабочее место (а нередко это кресло или диван) обтянуто износостойким трикотажным полотном, мы укрыты вязаным кашемировым пледом, и даже кошка спит в домике из технического трикотажа, способного выдержать ее когти.

Спорт, ставший нормой современной жизни, – одна из движущих сил развития трикотажных производств. Даже в пандемию они пострадали меньше прочих. Мировой рынок трикотажа оценивался аналитиками в $898 млн в 2020 году, а к 2027 году он обещает вырасти на 7,11%. Причем ставку на трикотаж делают люксовые бренды.

Прошедшая летом во Флоренции выставка Pitti Filati, где производители пряжи (а с них начинается вся индустриальная цепочка) демонстрировали свои разработки на сезон осень-зима 2022/23, обозначила несколько важных тенденций в трикотажной отрасли.

Одна из них – упрощение производства. Несколько лет назад был анонсирован инновационный стартап Knyttan, обещавший, что каждый пользователь сможет связать свитер по своему дизайну, аналогично тому, как сегодня вещи печатаются на 3D-принтере. Для этого требовалось разработать адаптивное программное обеспечение для сложнейших вязальных машин. Увы, идея не получила развития, пока программисты бились над кодом, производители машин ушли далеко вперед. Японская компания Shima Seiki, чье оборудование есть почти на каждой продвинутой трикотажной фабрике, разработала технологию Wholegarment, позволяющую выпускать трикотажное изделие в готовом виде без последующего сшивания отдельных деталей. Это значительно сокращает сроки и стоимость производства.

Технологические изменения также позволяют компаниям выпускать модели не сотнями, а единицами и предоставлять клиентам услуги made-to-order (сделанный на заказ по стандартным лекалам) с персонализацией. Так, тосканская трикотажная фабрика Il Borgo, которая специализируется на создании сложных трикотажных моделей для топовых люксовых брендов, развивает собственную марку с помощью уникального предложения. Самую продаваемую модель последних лет – кашемировый спортивный костюм, заменивший в пандемийный период деловой, – теперь можно заказать в индивидуальном исполнении, выбрав из десятков цветов и видов отделки. Размерный ряд простирается от 44-го до 60-го, каталог материалов включает 100% кашемир или ультратонкую мериносовую шерсть в смеси с кашемиром, а срок производства составляет пять недель, что очень быстро по сравнению с обычным индустриальным циклом. В готовой коллекции Il Borgo, помимо базовых моделей кашемирового трикотажа, незаменимых в любом гардеробе – кардиганов, поло, водолазок и джемперов, также можно найти сложные свитера с крупными жаккардовыми рисунками и кожаным плетением.

Фото: пресс-служба Il Borgo
Фото: пресс-служба Il Borgo

Поскольку трудно представить что-то более комфортное, практичное и относительно легкое в производстве, чем трикотаж, он всерьез конкурирует с костюмной классикой, особенно сейчас, когда бизнес-встречи чаще проходят в Zoom. Пармская компания Svevo, известная своими разнообразными моделями летних трикотажных рубашек-поло, несколько лет назад представила пиджак из джерси, который стал бестселлером, в том числе и в России, где марка представлена в бутиках Frame. Сохраняя внешние черты классического пиджака, модель Svevo обладает всеми преимуществами и комфортом вязаного кардигана.

Фото: пресс-служба Svevo for Frame
Фото: пресс-служба Svevo for Frame

Еще одна важная тенденция и слово, которое звучало на Pitti Filati чаще других, – это sustainability. Понятие устойчивости очень комплексное и включает среди прочего использование возобновляемых источников энергии, биоразлагаемых и поддающихся переработке материалов. Производитель пряжи Papi Fabio представил на выставке переработанные кашемир и шерсть. Компания скупает по всему миру готовые вещи, это может быть как уже использованная одежда, так и dead stock, невостребованная продукция. Трикотаж распускается до волокон и смешивается с новым сырьем. Переработанная пряжа дешевле новой и спрос на нее растет, отличить трикотаж из переработанного сырья от нового неспециалисту почти невозможно. Подобными материалами интересуются многие люксовые марки, которые чаще видят в них не столько возможность помочь планете, сколько маркетинговый драйвер. Трудно представить, что кто-то купит дорогой свитер ради того, чтобы через несколько лет превратить его в компост.

Поэтому гораздо больше концепции устойчивого развития соответствуют нишевые бренды, которые поддерживают ремесло, локальные сообщества и выпускают ограниченное число вещей. Такова марка Knitbrary, чьи изделия полностью связаны вручную. Ее основатели – семейная пара Иоланта Эстевес и Педро Кастельянос придумывают дизайн в родной Галисии (Испания), а весь производственный процесс происходит в перуанской Арекипе. В собственной лаборатории дизайнеры работают над окраской пряжи с помощью натуральных пигментов – вещи Knitbrary отличаются своими мягкими природными оттенками. Основные материалы их коллекций также традиционны для Перу – это альпака и бэби-альпака, гуанако, а также драгоценная викунья. В этой стране достаточно талантливых рук, которые вяжут вручную свитера, кардиганы и пуловеры марки – причем от очень теплых объемных вещей до практически невесомых. Каждая модель выпускается в ограниченном количестве и стоит немало, но, если принять во внимание качество материала и ручную работу, цена себя оправдывает. И даже если с годами вы обнаружите, что локоть свитера Knitbrary протерся, вряд ли вы захотите отправить его на переработку и, скорее всего, отдадите вещь в починку. Ведь, как известно, предмет роскоши – это то, что можно починить.

Фото: пресс-служба Knitbrary
Фото: пресс-служба Knitbrary

Подобной концепции придерживается и молодая трикотажная марка Buttertea, которая дебютировала на Pitti Uomo в этом году. Дизайн ее вещей – продуманный, простой и функциональный – разрабатывается в Германии, пряжа из лучшего в мире кашемира родом из Монголии и Внутренней Монголии (Китай) производится в Тоскане, и там же на ручных станках вяжутся изделия марки. Для окраски пряжи компания использует растительные пигменты, отчего ее вещи отличаются благородными оттенками. Пуговицы вытачивают из дерева корозо, или растительного рога. Создатель бренда Ханс-Бернд Картсбург уверяет, что срок службы такого трикотажа составляет около 30 лет при должном уходе, и предлагает своим клиентам уникальную услугу. Изделие Buttertea можно дважды бесплатно отдать в специальное спа, которое вернет кашемиру пушистость и мягкость и продлит срок его жизни.

Фото: пресс-служба Buttertea
Фото: пресс-служба Buttertea