Манна небесная: чем кормили и кормят в самолетах
21 октября 2021
Ожидания от еды на борту часто зависят от того, насколько инновационная авиакомпания осуществляет рейс: если это, к примеру, суперсовременный, новейший авиалайнер Emirates или British Airways, мы настраиваемся на вкусный обед. Те же, кто отстает от лидеров, кормят невкусно. Таким образом, мы невольно связываем качество еды на борту с прогрессом, а воспоминания из детства о холодной синеватой курице на рейсах «Аэрофлота» только подтверждают эту связь.

На самом деле, все ровно наоборот – когда отрасль авиаперевозок развилась настолько, что в самолетах начали регулярно кормить, компании предлагали клиентам такие деликатесы, о которых сейчас зачастую не мечтают и пассажиры бизнес-класса. Это объяснялось просто: качество самолетной еды в 1950-х служило конкурентным преимуществом, поскольку система скидок, которую сейчас используют авиакомпании, еще не применялась. Съесть во время полета лобстера или икру считалось обычным делом – и не только за океаном. По воспоминаниям очевидцев, на рейсах «Аэрофлота» в Токио в 60-х кормили блинами с икрой и лососиной.

Фото: aeroflot.ru/media

История бортового питания началась в 1919 году – именно тогда пассажирам авиакомпании Handley Page Transport, следующим из Лондона в Париж, впервые предложили закусить прямо в самолетных креслах. Почти 10 лет понадобилось авиакомпаниям, чтобы начать вместо холодной еды подавать горячую: это впервые произошло в 1928 году на рейсе Lufthansa из Берлина опять же в Париж. В 1930-х питание на борту перестало считаться экзотикой – тот факт, что во время полета пассажиры могут проголодаться, усвоили к тому времени все авиакомпании. По словам историка кулинарии Ричарда Фосса, некоторые из них даже устраивали пикники во время остановок на дозаправку – накрывали столы и приглашали пассажиров заморить червячка, в то время как самолет проходил положенное обслуживание.

Рейс авиакомпании Lufthansa 1926 / Фото: LH-Bildarchiv / Conditions: Nur für redaktionelle Zwecke / medialounge.lufthansagroup.com

Одним из пионеров в организации полноценного бортового питания была американская авиакомпания United Airlines. Она одна из первых начала кормить своих пассажиров не сэндвичами, а холодной курицей. Ее в полете подавали так часто, что компания даже получила прозвище «the fried chicken airline», а пассажиры со временем начали роптать: при всем своем нейтральном, всех устраивающем вкусе курица на борту порядком надоела. С 1936 года стюардессы компании начали предлагать пассажирам еду из кафе в аэропорту, которую помещали в подобие термосов. Этот год стал своеобразной вехой в истории бортового питания – пассажирам United Airlines впервые предложили не только курицу, но и яичницу-болтунью. Первая многофункциональная кухня появилась на бортах этой авиакомпании год спустя – в 1937-м, тогда же пассажиры United Airlines начали получать меню из трех блюд, которые разрабатывались специально для авиакомпании.   

Фото: unsplash.com/@tigerrulezzz

В 1945 году в самолетах начали устанавливать конвекционные печи, в которых в то время можно было разогреть до восьми порций еды за раз. Поначалу еду ставили на подушки, помещаемые на колени пассажиров, затем в ход пошли подносы и, наконец, появились откидные столики, которыми пользуются по сей день. С 1946 года пассажирам Pan American Airways начали подавать своего рода комплексный обед: в пластиковый поднос, разделенный на секции, раскладывали мясо с гарниром и овощи (все это размораживалось предварительно в печках на самолетных кухнях). Любопытно, что эта концепция несколько лет спустя получила продолжение: ровно на том же принципе комплексной замороженной еды, разложенной по отсекам в пластиковом контейнере, были основаны чрезвычайно популярные в Америке «телеобеды»: разогрел в микроволновке – и устроился с ним в кресле перед телевизором.

На борту Pan American Airways / Фото: facebook.com/panam.org/photos

К концу 50-х годов прошлого века в бортовом питании настали те самые золотые деньки с белыми скатертями, столовым серебром, фарфором, икрой и прочими деликатесами. Однако продлились они не то чтобы долго – авиакомпаниям быстро стало очевидно, что себестоимость полета надо снижать, а не повышать, что и привело к логическому концу – уже во второй половине 70-х на некоторых рейсах вообще перестали выдавать еду пассажирам, не считая пакетика с арахисом.

В наши дни в самолетном питании сосуществуют любые крайности – от полного отсутствия еды до ломящихся столов: все зависит от выбора авиакомпании и цены билета. В 2007 году Emirates открыла гигантскую фабрику по производству самолетной еды – здесь готовят по 115 тысяч порций ежедневно. Многие авиакомпании, включая «Аэрофлот», заказывают разработку меню известным шефам, хотя из-за специфики производства самолетная еда радует по-прежнему редко – большинство из нас по старинке предпочитает поесть в аэропорту – благо, хороших ресторанов в них прибавляется.

Обслуживание в бизнес-классе на борту Emirates Boeing 777-200LR / Фото: emirates.com/media-centre