История конфеты: от леденца до шоколадного батончика
20 декабря 2021
Конфеты в том виде, в котором они существовали во второй половине прошлого столетия, во времена детства если не нашего, то наших мам, представляются сегодня настолько архаичными, что место этим цилиндрикам в фольге и бумажных обертках, кажется, найдется лишь на елке – в качестве украшения.

Блестящие сферы и матовые брусочки, а то и золотые слитки, которые производят швейцарские и прочие шоколатье, в роскошных коробках, с изысканными наполнителями, мы называем просто шоколадом, а слово «конфета» потихоньку вытесняется из лексикона современного человека. Это чувствуют и производители – традиционные, рецептурно наследующие советские, конфеты и оформляют в ретро стиле.

На самом деле, конфете действительно немало лет. Ее придумали производители сахара – она так и называлась поначалу sugаr candy и продавалась как одна из разновидностей сахара, который на протяжении долгих веков, вплоть до 18-го, был одним из самых дорогих продуктов питания в Европе. Разумеется, сладости из сушеных фруктов были известны как на Востоке, так и в Древнем Риме задолго до появления «сахарных» конфет, но все же конфеты в современном понимании этого слова появились лишь после того, как в Европе вовсю заработали заводы для рафинирования завозимого из колоний сырья. Утверждают, что первую шоколадную конфету изобрел в 17 веке месье Прален, но первые леденцовые появились на свет только в следующем столетии.

В 19 веке в Европе наладили производство сахара из свеклы – он перестал быть продуктом для знати и стал доступен людям других сословий. Сахаром, когда он был еще дорогим, фармацевты покрывали лекарства – и рецепты этой сахарной глазури заимствуют теперь производители сладостей. Начинается настоящий конфетный бум, который закончится лишь в 21 веке, когда сахар объявят наркотиком, сокращающим жизнь и вызывающим серьезные болезни. Но до этого времени еще далеко – а значит, можно есть сладкое без устали, чем и занимаются европейцы: к 19 веку чуть ли не в каждой стране уже появились свои национальные конфеты со вкусами, наиболее близкими и приятными их народам. В 1847 году английская фирма J. S. Fry & Sons создает первый твердый шоколадный слиток, а вскоре швейцарский фармацевт Анри Нестле придумывает молочную шоколадную смесь. Повсюду открываются магазины сладостей и бары, где можно выпить горячего шоколада.

Рекламная открытка сгущенного молока Nestle / Фото: digitalcommonwealth.org

За океаном конфеты становятся не менее популярны, чем в Европе. Американцы прочно подсели на них в конце 19 века – первым производителем шоколада стала мануфактура Stephen F. Whitman Company, основанная в 1842 году. Во время Первой мировой Дэвид Кларк открывает Clark Bar с широким ассортиментом конфет для солдат американской армии. Однако самым известным производителем сладостей в Америке стал Милтон Херши, который буквально обеспечил шоколадом каждого американца – конкуренцию ему составлял разве что Фрэнк Марс со своими сникерсом и милки веем.

Однако шоколад был не единственной американской сладостью – уже с конца 19 века ему на пятки, в смысле популярности, наступает жвачка. Легендарные Juicy Fruit и Wrigley’s Spearmint были придуманы и запущены в производство Уильямом Ригли в 1893 году. Конечно, конфетами жевательные резинки популярных сортов не назовешь, но привыкаемость они вызывали не менее сильную – ровно по той же причине: из-за обилия в их составе сахара.

Шоколад в виде монет / Фото: pixabay.com

В 1920-х Henry Heide, Inc. начала выпускать желеобразные конфеты, которые изготавливались с добавлением желатина. К тридцатым конфеты стали популярнейшим праздничным лакомством – ни одно торжество без них не обходилось, их использовали как украшения, дарили и, наконец, поглощали в огромных количествах – особенно дети. По-настоящему первой детской конфетой, на которую можно было потратить карманные деньги, в Америке стала так называемая penny candy. В 19 веке, когда цены на сахар достаточно снизились для того, чтобы он стал всем доступен, простенькие конфетки стоили пенни за десяток или даже за дюжину – их-то и покупала вовсю ребятня. Изготовление конфет не требовало большого мастерства, поэтому их штамповка стала одним из самых несложных и доступных видов мелкого бизнеса. На конфетках-пенни выросло новое поколение консьюмеристов – сладости штамповали в виде разных товаров, от туфелек до домиков, и простота, с которой эти вещицы можно было присваивать, приучала детей к мысли, что в дальнейшем они с той же легкостью смогут позволить себе настоящие туфли и даже настоящие дома. Однако эпоха наивной веры в то, что производители не предложат покупателям ничего вредного для их здоровья, закончилась уже в следующем веке – сегодня представить себе, что когда-то в любом ларьке можно было купить не только сигареты, но и детскую жвачку в виде сигарет, уже довольно сложно. Разумеется, конфеты вовсю производятся и покупаются до сих пор, но в будущем их рецептура, наверняка, сильно изменится – человечество уже слезает с «сахарной иглы».