Нескучный обед, или как изменился сервис доставки еды
Автор:  Юлия Кернер
3 мая 2021
Ровно год назад, сидя безвылазно на даче, мы ежедневно жгли старый забор в мангале и – не каждый день, но частенько – жарили на этих углях стейки. За предыдущие пятнадцать лет жизни за городом я готовила что-то на гриле от силы раз пять, а красное мясо до пандемии ела раз в год, да и то не каждый.

Одна из моих подруг во время карантина основательно пристрастилась к гамбургерам, хотя мода на них давно прошла, а вторая – почти полностью перешла на бананово-имбирные смузи. Заказывать онлайн кефир и стейки из семги научилась даже моя семидесятилетняя мама, а некоторые из друзей умудрились перестать самостоятельно варить себе кофе по утрам – кокосовый латте из ближайшей кофейни кажется им более вкусным.

За последний год у большинства знакомых мне людей изменилось вообще все, что связано с едой: от вкусов (на многих повлияла еще и потеря обоняния во время болезни) и ежедневного рациона до критериев оценки ресторанов. Эти изменения, в первую очередь, коснулись разнообразных, расплодившихся в последнее время как грибы, служб доставки – борьба за клиента заставила их чутко прислушиваться к малейшим изменениям вкусов и трендов и даже стараться их предвосхищать. Если раньше люди заказывали еду в ресторанах, основываясь на названии или перечне ингредиентов, то теперь все чаще поддаются магии фото. Увидеть блюдо в Инстаграме – почти то же самое, что подсмотреть, что заказал в ресторане человек за соседним столиком. Внешний вид еды стал необычайно важен в условиях дефицита визуальных впечатлений, ведь и сидя дома хочется чему-то удивляться. Идеальная доставка во время пандемии предлагала своим клиентам яркие образы – блюда с текучими текстурами (наподобие яйца пашот, чей желток растекался по тосту с горкой лоснящегося малосольного лосося) и восхитительную многослойность всего чего угодно, от коктейлей до сэндвичей.

С другой стороны, привлечь клиента стараются качеством. За ресторанную подачу, компенсирующую мелкие недостатки блюда, уже не спрячешься, поэтому поражать должен вкус исходного ингредиента. Показателен в этом смысле опыт некоторых шефов из стран, где локдаун был дольше и жестче, чем в Москве, из-за чего им пришлось проявлять чудеса изобретательности. К примеру, кореянка Дженнифер Ким из Чикаго, вынужденная закрыть свой успешный итало-корейский ресторан Passerotto, перевела всех поваров на домашний режим. Таким образом, ей пришлось решать непростую задачу организации доставки в условиях отсутствия централизованной команды. Ким сделала ставку на отдельных производителей – и не прогадала. Ее проект – это буквально ода сотрудничеству и коллаборации разрозненных, не собранных вместе людей, составляющих, тем не менее, виртуальную команду. К примеру, коробка еды от Ким включает в себя несколько выдающихся ингредиентов (то есть своего рода конструктор), которые подготовили члены этой виртуальной команды: домашние сыры и азиатские мясные деликатесы, консервированные лимоны, масло с мисо, свежеиспеченный хлеб и особые смеси специй. Вместо одной ресторанной кухни на Ким работает несколько маленьких, частных, от чего доставка не только не потеряла, но, возможно, даже выиграла.  

Дженнифер Ким (в центре) / Фото: instagram.com/alteconomy
Фото: instagram.com/alteconomy

Другой американский повар Аня Петерс пошла еще дальше в попытках приблизить доставку по комплексности впечатлений к походу в ресторан. Она постаралась создать такой набор вкусов и даже звуков, который воспроизводил бы в бруклинской квартире атмосферу обеда в доме ее бабушки на Ямайке. Помимо цыпленка с конфи из овощных бананов и домашнего супа из батата и тыквы, Аня предлагает клиентам и собственный плейлист с треками Боба Марли, Эрики Баду и Нины Симон. Таким образом, регги в сочетании с богатой вкусами едой передает атмосферу карибского острова, которую Аня до пандемии успешно воссоздавала у себя в ресторане.

Аня Петерс / Фото: kitankin.com
Фото: kitankin.com

В Лондоне вызвать на дом можно не только карибский ресторан, но и вполне традиционный паб. Разрешив продавать алкоголь онлайн, британские власти существенно упростили томящимся взаперти гражданам поиски внутренней гармонии. Жить стало лучше, жить стало веселее. Особой популярностью у жителей британской столицы пользуются коктейли, что и неудивительно – ведь именно этот тип напитков редко когда изготовишь у себя на кухне, и, как правило, именно они ассоциируются с вечеринками вне дома.

Главное, чему научила нас пандемия, это ежедневной борьбе с рутиной. В условиях дефицита впечатлений каждая эмоция стала цениться выше, каждая мелочь приобрела значение. Мы решили стать счастливыми здесь и сейчас, не откладывая поиск удовольствий до ближайшего отпуска. Мы объявили войну скучным обедам – ведь каждый из них, как выяснилось, можно превратить в праздник. И именно с этой точки зрения взглянули на рестораны, услугами которых привыкли пользоваться. Просто накормить сегодня недостаточно – нам требуется магия, и мы выбираем места, владельцы которых не хуже нас это понимают.