Одна из моих подруг во время карантина основательно пристрастилась к гамбургерам, хотя мода на них давно прошла, а вторая – почти полностью перешла на бананово-имбирные смузи. Заказывать онлайн кефир и стейки из семги научилась даже моя семидесятилетняя мама, а некоторые из друзей умудрились перестать самостоятельно варить себе кофе по утрам – кокосовый латте из ближайшей кофейни кажется им более вкусным.
За последний год у большинства знакомых мне людей изменилось вообще все, что связано с едой: от вкусов (на многих повлияла еще и потеря обоняния во время болезни) и ежедневного рациона до критериев оценки ресторанов. Эти изменения, в первую очередь, коснулись разнообразных, расплодившихся в последнее время как грибы, служб доставки – борьба за клиента заставила их чутко прислушиваться к малейшим изменениям вкусов и трендов и даже стараться их предвосхищать. Если раньше люди заказывали еду в ресторанах, основываясь на названии или перечне ингредиентов, то теперь все чаще поддаются магии фото. Увидеть блюдо в Инстаграме – почти то же самое, что подсмотреть, что заказал в ресторане человек за соседним столиком. Внешний вид еды стал необычайно важен в условиях дефицита визуальных впечатлений, ведь и сидя дома хочется чему-то удивляться. Идеальная доставка во время пандемии предлагала своим клиентам яркие образы – блюда с текучими текстурами (наподобие яйца пашот, чей желток растекался по тосту с горкой лоснящегося малосольного лосося) и восхитительную многослойность всего чего угодно, от коктейлей до сэндвичей.
С другой стороны, привлечь клиента стараются качеством. За ресторанную подачу, компенсирующую мелкие недостатки блюда, уже не спрячешься, поэтому поражать должен вкус исходного ингредиента. Показателен в этом смысле опыт некоторых шефов из стран, где локдаун был дольше и жестче, чем в Москве, из-за чего им пришлось проявлять чудеса изобретательности. К примеру, кореянка Дженнифер Ким из Чикаго, вынужденная закрыть свой успешный итало-корейский ресторан Passerotto, перевела всех поваров на домашний режим. Таким образом, ей пришлось решать непростую задачу организации доставки в условиях отсутствия централизованной команды. Ким сделала ставку на отдельных производителей – и не прогадала. Ее проект – это буквально ода сотрудничеству и коллаборации разрозненных, не собранных вместе людей, составляющих, тем не менее, виртуальную команду. К примеру, коробка еды от Ким включает в себя несколько выдающихся ингредиентов (то есть своего рода конструктор), которые подготовили члены этой виртуальной команды: домашние сыры и азиатские мясные деликатесы, консервированные лимоны, масло с мисо, свежеиспеченный хлеб и особые смеси специй. Вместо одной ресторанной кухни на Ким работает несколько маленьких, частных, от чего доставка не только не потеряла, но, возможно, даже выиграла.
Другой американский повар Аня Петерс пошла еще дальше в попытках приблизить доставку по комплексности впечатлений к походу в ресторан. Она постаралась создать такой набор вкусов и даже звуков, который воспроизводил бы в бруклинской квартире атмосферу обеда в доме ее бабушки на Ямайке. Помимо цыпленка с конфи из овощных бананов и домашнего супа из батата и тыквы, Аня предлагает клиентам и собственный плейлист с треками Боба Марли, Эрики Баду и Нины Симон. Таким образом, регги в сочетании с богатой вкусами едой передает атмосферу карибского острова, которую Аня до пандемии успешно воссоздавала у себя в ресторане.
В Лондоне вызвать на дом можно не только карибский ресторан, но и вполне традиционный паб. Разрешив продавать алкоголь онлайн, британские власти существенно упростили томящимся взаперти гражданам поиски внутренней гармонии. Жить стало лучше, жить стало веселее. Особой популярностью у жителей британской столицы пользуются коктейли, что и неудивительно – ведь именно этот тип напитков редко когда изготовишь у себя на кухне, и, как правило, именно они ассоциируются с вечеринками вне дома.
Главное, чему научила нас пандемия, это ежедневной борьбе с рутиной. В условиях дефицита впечатлений каждая эмоция стала цениться выше, каждая мелочь приобрела значение. Мы решили стать счастливыми здесь и сейчас, не откладывая поиск удовольствий до ближайшего отпуска. Мы объявили войну скучным обедам – ведь каждый из них, как выяснилось, можно превратить в праздник. И именно с этой точки зрения взглянули на рестораны, услугами которых привыкли пользоваться. Просто накормить сегодня недостаточно – нам требуется магия, и мы выбираем места, владельцы которых не хуже нас это понимают.