Вторичный рынок часов: торговые онлайн платформы
26 февраля 2021
Если в сложных пандемийных обстоятельствах первичный рынок показывает умеренное падение (около 20% по итогам 2020 года), а аукционный рынок – умеренное падение либо скромный рост, то для характеристики рынка подержанных часов в онлайне можно использовать понятие «уверенный рост», если не «бум».

Разумеется, рост продаж «вторички» в интернете – явление вполне объяснимое, а коронавирус придал этому процессу дополнительное ускорение. И это такой увесистый кусок пирога. Аналитик Этьен Брюне оценивает общий объём вторичного рынка часов в 15-20 млрд долларов, в том числе на оборот в онлайне приходится 5-6 млрд. Нельзя не отметить, что особым спросом и интересом пользуются антикварные и стилизованные под антиквариат часы, в просторечье – винтаж. И вот сегодня понятие «винтажные» для благозвучности стало относиться вообще ко всем подержанным часам.

Возможности и выгоды, которые предоставляет рынку подержанных часов интернет, очевидны. Это и формирование международного сообщества коллекционеров и любителей, моментальный поиск интересных предложений и запросов, онлайн оплата покупок, доставка из любой части света, институт репутации продавцов и покупателей и прозрачность рынка, наличие «живых» контактов продавцов и покупателей, в том числе по спорным вопросам. Довольно долго все эти преимущества скрывал страх новых технологий: аудитория часовой «вторички» большей частью возрастная. В нулевые объём рынка подержанных часов представлялся незначительным, потому и не находилось желающих вкладываться в него, как в онлайн-направление. Продажи в интернете развивались стихийно, в основном в формате торговых площадок на ebay.com, других аукционных сайтах широкого профиля, а также на специализированных часовых форумах путем личного общения продавца и покупателя.

Фото: ebay.com

Примеров этих форумов много, например, на watchuseek.com, omegaforums.net, rolexforums.com, forums.timezone.com, forum.tz-uk.com, если ограничиться теми сайтами, что на слуху. Недостатком формата торговой площадки было отсутствие либо лишь декларация о наличии контроля сделки, поэтому своего рода прорывом была технология трастового сервиса – условного депонирования или как её неэлегантно называют в России сейчас – эскроу (это калька с английского escrow service). Эту технологию взяли на вооружение в 2015 году chrono24.com и, поскольку они стартовали первыми, им досталась, пожалуй, наиболее весомая доля рынка. Сейчас годовой оборот chrono24.com оценивают в миллиард долларов, а охват рынка впечатляет: в момент написания этой статьи на площадке было выставлено свыше 488 тысяч часов. Более того, сервис обладает грандиозной базой данных как по часам, так и продавцам, покупателям, спросу, ценам отсечки. И ввиду открытости площадки chrono24.com сегодня представляет собой весьма ценный информационный ресурс, так что любой может составить своё представление о рынке.

Фото: watchfinder.co.uk
Фото: collectorsquare.com

Конкурировать с chrono24.com немного бессмысленно, поэтому другие ресурсы, как, например, chronext.com (свыше 7000 позиций), watchfinder.co.uk (около 3000 позиций), truefacet.com, therealreal.com и collectorsquare.com, фактически ведут брокерский бизнес и предлагают услуги, нацеленные на повышение уровня доверия как продавцов, так и потенциальных покупателей. В частности, они организуют собственные мастерские для приведения часов, фактически полученных на комиссию, в хорошее техническое состояние. При подтверждении подлинности некоторые из них также предоставляют гарантию на часы (на момент написания этой статьи на площадках chronext.com и watchfinder.co.uk – два года, collectorsquare.com – один год). Конечно, за всё платит покупатель, и бизнес окупается только при торговле люксовыми часами, на чём, собственно, они специализируются. Отметим, что «Вотчфайндер» принадлежит группе Richemont – одному из лидеров рынка часов класса люкс, которая приобрела эту площадку за 200 млн евро в 2018 году. При этом подборка брендов не показывает явного смещения в пользу «ришмоновского» портфеля, как того можно было бы ожидать.

Фото: chronext.com
Фото: chrono24.com

В стремлении организовать комфортные условия для покупателей chrono24.com также предпринимает некоторые шаги. Это проверка продавцов (как правило, это компании, продающие подержанные часы), гарантия подлинности, пусть и специфическая – сайт обещает рассмотрение проблемы при предъявлении сомнений в подлинности часов уже после их доставки (лучше иметь такую гарантию подлинности, чем никакой) и персональная поддержка. На eBay тоже есть служба поддержки клиентов, возможность возврата покупки, возврата оплаты, рассрочки или кредита от PayPal. Хотя часов сомнительного происхождения там немало, продаж явных подделок сайт стремится не допускать.

Интересную технологию встречных ставок продавцов и покупателей реализует stockx.com (не смотрите, что у них там в основном кроссовки, часов тоже немало). Этот сайт – как учебник по формированию рыночной цены, чего почти нигде нет, так как информация о состоявшихся сделках остаётся в архиве площадки. Прежде чем обратиться к какой-нибудь площадке с намерением продать свои часы, стоит пожить какое-то время на stockx.com и понять, чего можно ждать.

Фото: stockx.com
Фото: thewatchbox.com

Пожалуй, самый рискованный бизнес, но и наиболее перспективный с точки зрения контроля оборота наличности – это работа традиционного антикварного магазина, перенесённая в интернет. Естественно, ничто не мешает компании иметь обычные магазины в офлайне. На рынке сейчас наиболее заметны сингапурская компания thewatchbox.com (двухлетняя гарантия на часы), американская crownandcaliber.com (годовая гарантия на часы) и специалист по подержанным «ролексам» (но не только) bobswatches.com из Калифорнии (годовая гарантия на часы). Все они гарантируют подлинность приобретаемых часов, и все они не аффилированы с часовыми брендами, хотя пару–тройку лет назад некоторые часовые марки стали с большим интересом смотреть на вторичный рынок. Ещё бы, возможность продать часы не один раз, а дважды, трижды или более – разве это плохой бизнес? На традиционном часовом рынке пока не заметно активных перемен в этой связи, но несколько марок запустили или, как минимум, заявили о запуске программы продажи подержанных часов своего производства: это Audemars Piguet, Breitling, F.P. Journe, H.Moser & Cie, MB&F, Urwerk. Также на вторичный рынок вышел лидер розничного направления рынка первичного – Bucherer.

Что же, посмотрим, как ситуация будет развиваться дальше.