По моему ощущению, публика вряд ли испытывала восторженные чувства по отношению к неновому для неё опыту знакомства с часами в сети – этим не удивишь представителей розничного бизнеса и медиа, которые уже лет двадцать как привыкли работать в онлайне. Мы носим часы на руке, непосредственно их ощущая – а этого самая лучшая онлайн-презентация никогда не даст. Глядя на экран, вряд ли составишь окончательное мнение, которому сам будешь доверять – нравятся ли тебе часы, и что именно в них хорошо, правильно, а что плохо и неправильно.
Для профессионалов отрасли и ценителей часового искусства отсутствие выставок, проводимых в традиционном живом формате, представляется весьма досадным упущением. Интересно, что ни организаторы SIHH (Watches & Wonders), ни люди из Baselworld на эту ситуацию не среагировали. Активные действия предприняла лишь компания Bvlgari и присоединившиеся к ней бренды Breitling, De Bethune, Gerald Genta, Girard-Perregaux, H. Moser & Cie., MB&F, Ulysse Nardin и Urwerk, которые годом ранее организовали выставку «Женевские часовые дни» (Geneva Watch Days). Тогда вживую посетить «Дни» смогли лишь представители Швейцарии и некоторых европейских стран; мероприятия проводились преимущественно в онлайне. В этом году онлайн остался, но поддержка выставки Женевским кантоном позволила расширить аудиторию: во всё ещё закрытую для обычных поездок страну были допущены представители бизнеса – около 350 ритейлеров, и медиа – свыше 300 журналистов из стран Европы и Ближнего Востока, в том числе из России. Так что выставка состоялась – как раньше. Порадовало, что индустрия возвращается к нормальному живому общению, да и интересных новинок было немало.
В мероприятии вместе с организаторами принимали участие 25 компаний, включая аукционный дом Phillips. Несколько брендов устроили сопутствующие микровыставки – это уже традиция больших показов. Организаторы Baselworld тоже провели презентацию своей выставки, которую они всерьёз намерены перезапустить в 2022-м.
Однако, про новинки. Начать стоит с часов Bvlgari – активные действия бренда позволили шоу состояться. Первые среди равных – модель Arena Retro Mickey Mouse Disney, на циферблате которых значится марка Gérald Genta, основанная в 1969-м знаменитым дизайнером Джеральдом Джентой. При чём тут Bvlgari? Дело в том, что с 2000-го марка Gérald Genta принадлежит этому бренду. Новые часы с актуальным всегда Микки Маусом на циферблате (лимитированная серия из 150 экземпляров) оказались наиболее заметными и обсуждаемыми на выставке. Из непосредственно Bvlgari наибольшее впечатление произвела модель Octo Roma WorldTimer, выполненная в стиле all-black. От часов с мировым временем ждёшь дизайна с яркими цветными элементами, здесь же дизайн выполнен в чётком милитаристском стиле, что неожиданно и потому цепляет.
Компания Breitling ставит на винтаж, пока эта лошадка везёт, пытаясь сделать жанр популярным не только среди ценителей и коллекционеров, но и среди представителей поколений X, Y, Z. В дело пошли цветные циферблаты новых хронографов Top Time Classic Cars Capsule Collection, которые подобраны в тон фирменным цветам знаменитых спортивных авто – Chevrolet Corvette Sting Ray, Ford Mustang, Shelby Cobra.
De Bethune привлекла внимание часами De Bethune x Voutilainen Kind of Magic с переворачиваемым корпусом и двумя циферблатами, созданными для благотворительного аукциона Only Watch 2021. Также приятно иметь возможность увидеть вживую и модель DB Kind of Two Tourbillon серийного выпуска, тоже с переворачиваемым корпусом и фирменным высокочастотным турбийоном. Интересная штука, несомненно, привлечёт внимание коллекционеров.
Золотые мосты механизмов с турбийоном для бренда Girard-Perregaux – основа основ. И появление новых вариантов этого фирменного дизайна только закрепляет его статус как легенды часового искусства. Новые часы Tourbillon with Three Flying Bridges – именно об этом. Часовщики бренда применили новую фишку, которая всё чаще (но без лишнего шума) объявляется в высококлассных часах: корпусное кольцо используется как платина механизма, или наоборот, что то же самое. Арочные мосты «нео», прикреплённые к корпусному кольцу-платине, заставляют механизм выглядеть как бы подвешенным в безвоздушном пространстве – турбийонам такое очень идёт.
Среди часов H. Moser & Cie. наибольшим вниманием пользовалась модель Streamliner Perpetual Calendar. Свойственная бренду лаконичность компоновки циферблатов – после назначения Эдуарда Мейлана на пост генерального директора – позволила создать впечатляющий спортивный вечный календарь. Это явно повышает акции бренда в целом и спортивной коллекции Streamliner в частности – она воспринимается как серьёзная альтернатива «ройял оукам» и «наутилусам».
Компания Ulysse Nardin, отмечающая в этом году своё 175-летие, показала новую юбилейную коллекцию Marine Torpilleur 175 Years в винтажном стиле, где, помимо стандартных моделей с циферблатами как у морских хронометров, имеются часы с хронографом, дополнительным указателем фазы Луны и даже турбийоном.
Главная новинка в экспозиции марки Urwerk – часы Ur-100 Electrum (25 экземпляров). Мартин Фрай и Феликс Баумгартнер, сооснователи бренда, заглянули в историю и обнаружили там сведения об электруме – природном сплаве золота и серебра. Такого в наручных часах ещё не было, и вот теперь часы с корпусом из этого сплава интересного лимонно-жёлтого оттенка можно ощутить на своём запястье. Драгоценный опыт.
Czapek & Cie расширила линейку стальных спортивных часов Antarctique флагманской моделью Antarctique Rattrapante (77 экземпляров) с открытым со стороны циферблата сплит-хронографом. Механизм красивой симметричной компоновки был создан в сотрудничестве с фабрикой Chronode Жана-Франсуа Можона.
Часы Ur-100 Electrum, Urwerk Часы Antarctique Rattrapante, Czapek & Cie
Бренд Louis Erard, возглавляемый харизматичным Мануэлем Эмшем (экс-гендиректор Jaquet Droz и Romain Jérôme), предлагает новые «регуляторы» Excellence Régulateur Stones с циферблатами, украшенными пластинкой декоративного камня – авантюрина, лазурита и малахита. Все три модели выпущены лимитированными сериями по 99 экземпляров, цены вполне доступные для швейцарских часов такого уровня – 2900 швейцарских франков.
Гвидо Террени, экс-глава часового подразделения Bvlgari, недавно возглавивший бренд Parmigiani Fleurier, показал первые плоды своего правления – часы новой коллекции Tonda PF. Впечатление очень приятное, особенно понравились стальные с платиновым ободком двухстрелочники Tonda PF Micro-Rotor на минироторном автоматическом механизме: эстетские, тонкие, а большой полностью декорированный мелким гильоше сланцевого тона циферблат просто превосходен. Parmigiani Fleurier явно получает новый импульс.
Компания Bovet в этом году устроила сепаратную экспозицию вдали от городской суеты, в женевском пригороде – в роскошном отеле «Ля Резерв». Обещанием выпуска будущих часов Bovet автоспортивного стиля выглядел электрический суперкар «Пининфарины», впечатления от которого приятно разнообразили часовое меню. Часы, естественно, также были показаны – изысканной провокацией выглядят новые женские модели Miss Audrey Sweet Art с декоративными циферблатами, изготовленными в мозаичной технике из микроскопических сахарных шариков.
Завершим обзор рассказом о российских часах, привезённых в Женеву Константином Чайкиным и часовым заводом «Ракета». Разумеется, найти на женевской выставке часы, созданные соотечественниками, в любом случае очень приятно, тем более что, российское часовое дело было представлено достойными образцами. Константин Чайкин, наконец, показал вживую марсианские часы «Марс Конкверор Марк 3 Файтер» и новую модель «Минотавр» (8 экземпляров) с уникальным большим двухдисковым указателем дня недели – до Чайкина никто ничего подобного не делал. Из часов «Ракета» наиболее приятное впечатление произвела модель «Подводник Леопард 24» (300 экземпляров). В них тоже есть изюминка: минутная стрелка с повёрнутым внутрь кончиком – указателем минут. Именно так выглядит указатель угла поворота кормовых горизонтальных рулей подводной лодки «Леопард K-328». Благодаря «Ракете» теперь этот дизайн увековечен в наручных часах.