В таблетках, неоне и вверх корнями: самые необычные елки от современных художников
11 января 2022
Новый год – елка. Елка – Новый год. Это – главное дерево праздника. Перед большинством стоит вопрос, какое выбрать и как его нарядить. А перед художниками – как сделать так, чтобы праздничное дерево превратилось в арт-объект и запомнилось надолго.

Хвоя и неон от Трейси Эмин

Фото: the-connaught.co.uk/christmas-in-mayfair/the-connaught-christmas-tree-archive

В 2017 году украсить рождественскую ель в лондонском районе Мэйфейр доверили художнице Трейси Эмин. Ее называют главной бунтаркой группы «Молодые британские художники», а своей визитной карточкой она сделала предельную откровенность своих работ. Елка Эмин тоже получилась откровенной – ее она посвятила своей матери. На дереве были лишь пурпурные неоновые надписи со строчками стихотворения. 

What I give to you is all I have

An open wanting

Deep in the layers of my heart

And in return I catch your smile

The greatest gift of all.

Надписи были сделаны почерком художницы, а венчал дерево светящийся ангел. Обратиться в такой художественной форме к своей матери Эмин решила не случайно. Женщина скончалась в 2016 году от рака.

Светящийся кедр от Энтони Гормли

Фото: the-connaught.co.uk/christmas-in-mayfair/the-connaught-christmas-tree-archive

Ель, оформленная еще одним британским художником – Энтони Гормли, тоже получилась лаконичной. Как и Эмин, он решил использовать источник света. Им стал светящийся стержень, который пронизывал дерево (а точнее – красный кедр) высотой 17 метров от основания до макушки. «Я подумал, что вместо того, чтобы украшать ветви, лучше осветить ствол, превратив его в сияющий центр. Я хотел, чтобы дерево прославляло жизнь во всех ее проявлениях. Чтобы в самое темное время года оно давало ощущение жизненной силы», – рассказывал Гормли о своей концепции.

Закованная в лед ель Алекса Чиннека

Фото: instagram.com/alexchinneck

Британский скульптор Алекс Чиннек скручивает, связывает, переворачивает и даже застегивает на молнию свои объекты. Его инсталляции часто создают эффект оптических иллюзий, и рождественская ель для площади рядом с Кингс-Кросс не стала исключением. Скульптор заковал дерево в глыбу льда. Она, правда, была не настоящей и не рисковала растаять от повышения температуры. Чтобы создать эффект льда, художник использовал огромный блок смолы. А само дерево украсил 1200 светящимися лампочками. Рождественской инсталляции Чиннек дал название – Fighting fire with ice cream. 

Елка в таблетках от Дэмиена Хёрста

Фото: the-connaught.co.uk/christmas-in-mayfair/the-connaught-christmas-tree-archive

Фарм-эра Дэмиена Хёрста началась в 1992 году. Тогда он показал свою первую инсталляцию Pharmacy. А в 1998-м открыл в Лондоне ресторан с таким же названием. Он проработал до 2003-го и закрылся после споров с Королевским фармацевтическим обществом Великобритании. Его представители опасались, что посетители будут сбиты с толку и попробуют приобрести в ресторане медикаменты. Про полюбившиеся медикаменты Хёрст не забыл. И в 2015 году именно ими украсил рождественское дерево. На ветках висели пилюли, шприцы и ножницы. Сам художник объяснял, что они – символ надежды и веры в науку и медицину. Набор из аптечки Хёрст разбавил гирляндами из белых колбасок и фигурками голубей. 

Елка в виде секс-игрушки от Пола Маккарти

Фото: Marc Domage / artsandculture.google.com

Американский художник Пол Маккарти решил не делать выбор между живой и искусственной елкой. Вместо этого он установил на Вандомской площади в Париже 24-метровую надувную скульптуру из латекса. Зеленого цвета, она должна была символизировать рождественскую ель. Но парижане задумку не оценили. Арт-объект подвергся критике, и его сравнивали с секс-игрушкой. Всего через пару дней после установки вандалы перерезали кабели, удерживавшие скульптуру в вертикальном положении, и она упала. Нападению подвергся и сам художник, которого несколько раз ударил неизвестный мужчина. Мэр Парижа Анн Идальго осудила произошедшее, а Маккарти отказался восстанавливать дерево.

Елка вверх корнями от Ширазе Хушиари

 Фото: Tate Photography, Joe Humphrys

Художница иранского происхождения Ширазе Хушиари тоже ставила елку в Tate. Вернее, она ее подвесила. Мастер инсталляций решила отойти от традиционных представлений о новогоднем декоре и сосредоточилась на естественных качествах дерева – его форме, цвете хвои и ее запахе. Голые ветви свисали над головами посетителей, а вот корень дерева был обращен вверх. Его Хушиари полностью покрыла сусальным золотом. Художнице было важно выделить ту часть дерева, которая обычно скрыта от глаз человека.