Вначале – о сложном для восприятия. Вместо боковых зеркал в электрическом Audi e-tron работают камеры. Чтобы понять, что происходит снаружи автомобиля, смотреть надо не за стекло, а на мониторы в углах дверей, примерно туда, где находятся ручки для открывания. С углом обзора все хорошо, но нам так свойственно регулировать его, меняя положение относительно обычного зеркала. Здесь же это невозможно. Картинка контрастна и днем, и ночью, ей меньше угрожает дорожная грязь, но привычки узнавать о ситуации, бросив взгляд именно за окно, никто не отменял. Если с появившимися ранее виртуальными внутрисалонными зеркалами, которые представили Cadillac и Chevrolet, еще можно было примириться, то современные экраны в дверях с легкостью освоят только воспитанные на гаджетах молодые водители.

Теперь садимся за руль нового Jaguar. На части бензиновых двигателей семейства Ingenium реализована функция плавно изменяемого хода клапанов. Снабженные гидравлическим приводом толкатели в зависимости от режима могут менять сечение клапана в несколько раз и уже не нуждаются в такой привычной нам части впуска как дроссельная заслонка. Нет дросселя – нет паразитных разрежений в коллекторе, на прокачивание воздуха не надо тратить энергию, а значит и КПД такого движка серьезно возрастает. История с изменением уровня поднятия клапанов, конечно, не нова, Honda применяет его с 2008 года. Однако только у Jaguar союз электроники и гидравлики позволил это делать очень аккуратно и без единой ступеньки.

Оставим ненадолго технические подробности. Вот уже второй серийный внедорожник Land Rover способен преодолевать брод глубиной в 90 сантиметров – кому-то это будет по пояс. У Discovery пятого поколения забор воздуха осуществлялся из-под капота, а у новейшего Defender – через отверстие в самой верхней точке переднего крыла, под передней стойкой ветрового стекла. Любителям тяжелого бездорожья будет очень легко установить шноркель – дополнительную трубку для «дыхания» под водой. И еще одна особенность: чувствовать предел и «не захлебнуться» помогает ультразвук. Мониторинг глубины преодолеваемого брода ведется с помощью эхолота.

Об умном свете. Технологии автоматического переключения с ближнего на дальний существуют давно, но с появлением в фарах светодиодных матриц производители научились на больших скоростях не выключать дальний вовсе. Они лишь убирают поток света в сторону встречных и попутных машин, чтобы избавить их от ослепления. Следит за появлением соседей по потоку специальная камера, она же и выставляет для пучка света своего рода шторки. Все происходит внутри фар. В новом Lexus RX350 «театр теней» организуют вращающиеся на большой скорости зеркальные перфорированные дисковые лезвия в 3-4 см диаметром. В новейшем VW Touareg под заказ можно установить еще более продвинутую систему IQ.Light. Куда именно светить, система решает анализируя скорость, угол поворота руля и данные GPS о предстоящем ландшафте и конкретном маршруте. В фарах установлены по 128 светодиодов, они и формируют поток света, точечно выключаясь для тех зон, которые заняты встречным или попутным движущимся транспортом. К пешеходам и другим теплым телам в темноте IQ.Light проявляет особое внимание: включает моргающие светодиоды по контуру таких объектов, подсвечивая их словно стробоскопом.



Тема полноуправляемого шасси знакома заядлым автомобилистам по быстрым японским машинам из конца 80-х и начала 90-х. Управлять всеми четырьмя колесами тогда было можно исключительно с помощью механических тяг. Теперь дополнительные углы поворота для задних колес организованы за счет мощных электродвигателей, активируемых по проводам. Примерно пять градусов поворота задних колес позволяет разворачиваться на пятачке даже крупномерам вроде Audi A8 на всефольксвагеновской платформе MLB-Evo. Этих пяти градусов достаточно, чтобы изящнейшим образом преодолевать крутые короткие повороты. Мехатронное шасси Volkswagen – очевидный новый аргумент в конкурентной борьбе за управляемость и точность управления автомобилем.

Ну и в заключении обсудим не просто техническое достижение, а вполне новый транспорт. Это электромобиль Porsche Taycan Turbo S, показавший впечатляющие результаты и по стремительности разгона, и по количеству автономно пройденных километров, и по темпу заряда батареи. Тут впору приводить таблицу технических характеристик: максимальная мощность 625 лошадиных сил, больше 1000 Ньютонов на метр крутящего момента, 2,8 секунды до сотни, запас хода 434-477 километров и 22,5 минуты – это время перезарядки максимальным током от 5 до 80 процентов. Внушает. Ну и по ходовым свойствам и инженерному качеству – это все-таки Porsche, а не какой-нибудь выскочка.
