Психология ароматов: как запахи влияют на рабочую атмосферу
2 апреля 2021
О том, как правильно выбрать одеколон или туалетную воду для похода в офис и на деловую встречу, можно говорить бесконечно, хотя достаточно учесть всего пару моментов: пахнуть от человека должно приятно, но едва заметно. О том же, какими ароматами стоит наполнить рабочее пространство и каких запахов в нем избегать, мы задумываемся реже. И очень зря. Ведь посредством обоняния можно как поднять трудовой настрой, так и зарубить его на корню.

Ароматы сопровождают нас в жизни и зачастую ассоциируются с определенными вещами. Так, например, офис у многих небезосновательно связан с ароматом кофе и свежеотпечатанных ксерокопий, поездка за город – с креозотом, которым смазывают железнодорожные шпалы, а воспоминания о ежеутреннем походе в детский сад воскрешают в памяти запах подгоревшей каши, по крайней мере, для тех, чьи первые годы жизни прошли в советско-российские 80-е, 90-е или чуть раньше. Смесь корицы, гвоздики, имбиря и мускатного ореха – зима в период рождественско-новогодних праздников, сладковато-пудровая мимоза – долгожданная весна и так далее.

Существуют запахи, которые влияют на большинство людей примерно одинаково, независимо от того, как прошло их детство или на чем они ездят на дачу. К примеру, известно, что крупные и не очень продуктовые магазины во всем мире пекут свежий хлеб не только из стремления переманить клиентов у районных булочных, но и потому, что запах свежей выпечки в торговом зале возбуждает аппетит, заставляя людей покупать больше задуманного. Однако не хлебом единым – желание нагрузить продуктовую корзину вызывают и другие запахи. Например, в отделе овощей и фруктов продажи повышают запахи клубники, цитрусовых и свежей зелени. Рядом с мясным отделом недаром делают кулинарию, откуда аппетитно пахнет курицей-гриль. А аромат молотого кофе манит заскочить в ряд с шоколадками и печеньем. Автосалоны, в которых пахнет «новой машиной» – выделанной кожей, хорошей резиной и качественным пластиком – тоже продают автомобили лучше конкурентов, не организовавших этот «амбьянс красивой жизни».

Однако не стоит думать, что человек управляем только желанием потреблять, на которое посредством запахов вкусной еды и дорогих вещей умело влияют хитрые маркетологи. С точки зрения эволюции, обоняние – первое и главное из чувств, которое развил древний человек, помогавшее выживанию. Именно запахи вперед других чувств позволяли не только находить еду и особей противоположного пола, но и ощущать опасность. Современный человек, конечно, не так сильно рассчитывает на свой нос, но и оставлять этому сложноустроенному органу лишь способность «нюхать приятные и неприятные запахи» не стоит.

Фото: Pixel-Shot / stock.adobe.com

Все дело в рецепторах. По сути – это оголённые нервные окончания, которые мгновенно улавливают составляющие запахи молекулы. И среди таких ароматических молекул есть те, которые через рецепторы могут влиять на те или иные органы и системы в нашем организме. К примеру, многочисленные исследования показывают, что линалоол в составе ряда эфирных масел оказывает расслабляющее действие, активируя тормозящие рецепторы нервной системы. Эфирные масла ромашки, лаванды, мяты, базилика, тимьяна и многих других трав могут похвастать высоким содержанием линалоола, а потому многие аромасмеси для расслабления, успокоения и создания атмосферы покоя содержат именно эти масла. Более того, даже искусственно воссозданные запахи этих трав у многих ассоциируются с состоянием умиротворения и спокойствия.

По этому же принципу многие другие запахи способны создать ту или иную атмосферу – цитрусовые, зеленый базилик и корица поднимают настроение; кофе, розмарин и перечная мята помогают сосредоточиться; имбирь и эвкалипт вызывают легкий прилив энергии. Тягучие сладкие запахи белых цветов – жасмин, нероли, илан-иланг, магнолия – многим кажутся одновременно расслабляющими и «дорогими». Видимо, играет роль ассоциация с отпуском в южных странах. Недаром многие дорогие отели наряду с бергамотом, апельсином и другими цитрусовыми задействуют эти ноты в своих фирменных отдушках, которыми пахнет в лобби, коридорах и номерах. А вот просто лимоном помещения лучше не ароматизировать – усилиями производителей чистящих средств их запах у многих вызывает ассоциации с мытьем посуды и домашней уборкой. Как и не выбирать для деловых пространств ароматы свежих булочек, ванили и прочих съедобных вкусностей, если не хочется вместо рабочего настроя получить коллективные мечтания об обеденном перерыве. Лучше вместе с хорошей вентиляцией установить в офисе хорошую кофемашину, а для аромадиффузоров выбрать что-нибудь умеренно-бодрящее.