Покажи мне любовь: как художники проявляли чувства в работе и в работах
Покажи мне любовь: как художники проявляли чувства в работе и в работах
Автор:  Право.ru
3 февраля 2022
История искусства знает немало проявлений любви. Художники сходились и расходились, создавали вместе работы, а потом могли десятилетиями не общаться друг с другом (или, наоборот, прожить всю жизнь вместе). И, конечно, изображали любовь такой, какой она была им знакома.

Марина Абрамович и Улай


Кадр из фильма "Марина Абрамович: В присутствии художника" / kinopoisk.ru


Марина Абрамович и Улай родились в один день – 30 ноября. Правда, с разницей в три года: он – в 1943-м в Германии, она – в 1946-м в Сербии. Познакомились они тоже 30 ноября – 1975 года. Амстердамский галерист попросил Улая встретить Абрамович в аэропорту. Романтическая и творческая связь двух художников длилась 12 лет. И за это время Абрамович и Улай придумали и провели ряд перформансов, которые вошли в историю современного искусства. В одном, на Венецианской биеннале, они голыми бежали навстречу друг другу и сталкивались, повторяя это много раз, в другом – держали лук, направив стрелу в сердце Абрамович, в третьем – часами сидели с переплетенными волосами. Расставание пары в 1988 году тоже превратилось в художественную акцию. Абрамович и Улай отправились навстречу друг другу с разных концов Китайской стены, а встретившись, простились. В следующий раз они увиделись лишь в 2010-м, когда во время перформанса Абрамович в МоМА к ней подсел Улай. После они судились, еще несколько лет не общались, а в 2020-м художника не стало. «С большим сожалением я узнала сегодня о смерти моего друга и бывшего партнера Улая. Он был исключительным художником и человеком, которого будет очень не хватать», – написала тогда Марина Абрамович на своей странице в Facebook.




Христо Явашев и Жанна-Клод де Гийебон


Фото: Wolfgang Volz © 2005 Christo and Jeanne-Claude Foundation / christojeanneclaude.net


История Христо и Жанны-Клод, напротив, из разряда «жили долго и счастливо». Правда, умерли не в один день. Зато родились в один – 13 июня 1935 года. Знакомство одних из самых известных представителей ленд-арта состоялось в Париже в 1958-м, а первую работу пара создала три года спустя. Тогда они укутали материей бочки в кёльнском грузовом порту. А после оборачивали знаменитый парижский мост Пон-Нёф и даже Рейхстаг, драпировка которого, как вспоминал Христо, «по своей сути напоминала строительство здания». Пара «распалась» в 2009 году, когда Жанна-Клод скончалась от осложнений, связанных с аневризмой мозга. Христо пережил ее на 10 лет. Художник хотел успеть осуществить проект L'Arc de Triomphe, Wrapped и упаковать Триумфальную арку в Париже. Акция состоялась, но уже после смерти Христо.




Ли Краснер и Джексон Поллок


Фото: Lawrence Larkin / stonybrook.edu


Ли Краснер и Джексон Поллок не работали вместе. Более того, период, когда американская художница была в отношениях с одним из самых известных представителей абстрактного экспрессионизма, называют «выпавшим» из ее творчества. Краснер и Поллок познакомились в 1936 году, но отношения завязались лишь пять лет спустя. Краснер безоговорочно верила в талант мужа, пыталась удерживать от алкоголя, а когда не выходило, вытаскивала его из запоев, возвращая к живописи. Художница не заводила ребенка, чтобы не переключать внимание с Поллока. Изобретатель капельной живописи признавался, что только благодаря Краснер не умер. Но продолжаться так всегда не могло. В 1956 году художник сел пьяным за руль и попал в аварию. Поллок погиб. Вместе с ним в машине были его любовница – ей удалось выжить, а также ее подруга, которая скончалась. Что касается Ли Краснер, то свои лучшие работы она создала уже после смерти мужа.




Фрида Кало «Диего и я»


Фрида Кало «Диего и я» / Фото: Общественное достояние


В ноябре 2021 года портрет «Диего и я» Фриды Кало был продан на Sotheby’s за рекордную сумму – $34,9 млн. Теперь это – самое дорогое произведение латиноамериканского искусства. А еще полотно – символ страстной и мучительной любви двух художников. Картину Фрида Кало создала в 1949 году. На ней она написала себя, а в центр своего лба поместила изображение мужа. В глазах художницы стоят слезы, распущенные волосы будто душат ее, а все мысли занимает Ривера. Кало написала полотно в тот момент, когда у мужа был роман с мексиканской киноактрисой Марией Феликс. Тем не менее, Диего Ривера был самой большой любовью в жизни Фриды. «В моей жизни было две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего», – говорила художница.




Эгон Шиле «Семья»


Эгон Шиле «Семья» / Фото: Общественное достояние


Картина «Семья» Эгона Шиле – о любви и смерти. На ней художник изобразил свою жену Эдит Хармс и их неродившегося ребенка. Малышу не было суждено появиться на свет. В год создания полотна – 1918-й – в Европе бушевала эпидемия испанки. Австрийский художник стал ее жертвой. Свою жену он пережил всего на несколько дней. Шиле написал «Семью» в непривычной для себя манере. Обычно своих героев он показывал в изломанных позах, с неестественными жестами. А здесь всё как будто смягчилось и успокоилось. Возможно, в преддверии грядущей трагедии.




Дэвид Хокни «Портрет художника (бассейн с двумя фигурами)» 


Фото: christies.com/lot/lot-david-hockney-portrait-of-an-artist-6171867


«Портрет художника (бассейн с двумя фигурами)» Дэвид Хокни написал в 1974 году. Британский художник тогда жил в Калифорнии и там же в 1966-м познакомился с 19-летним Питером Шлезингером. У них завязался роман, но на момент создания картины пара была уже не вместе. Более того, на полотне Хокни изобразил новую любовь Шлезингера – юношу, плывущего под водой. Работу британец создавал с разбитым сердцем. И написал ее очень быстро – всего за две недели. Каждый день Хокни работал по 18 часов. В 2018 году «Портрет художника (бассейн с двумя фигурами)» был продан за $90,3 млн и сделал британца одним из самых дорогих ныне живущих художников.




Марк Шагал «Над городом»


Фото: instagram.com/tretyakov_gallery/


Картину «Над городом» называют одной из самых счастливых у Марка Шагала. На ней – сам художник и его жена Белла. А под ними – их любимый город Витебск. Художник не раз отправлял влюбленных героев в полет. Для него это было метафорой «парить от счастья». «Ты бросаешься к полотну, дрожащему под твоей рукой. Обмакиваешь кисти. Хлещет красный, синий, белый, черный. Втягиваешь меня в водоворот красок. И внезапно отрываешься от земли и тянешь меня за собой», – вспоминала Белла в книге «Горящие огни».




Неоновые надписи Трейси Эмин


Фото: instagram.com/traceyeminstudio/


Любовная тема – одна из основных в творчестве Трейси Эмин. Представительница группы «Молодые британские художники» всегда предельно откровенна со зрителями. В своих работах она признавалась в абортах, токсичных отношениях и насилии над собой. Эмин создает инсталляции, живопись, рисунки. А еще – работает с неоном. Его она сочетает с текстом и часто делает эмоциональные и провокационные заявления: «Я любила тебя больше, чем могла», «Ты любил меня как далекую звезду», «Я шепчу своему прошлому, был ли у меня другой выбор». Эмин признавалась, что на неоновые фразы ее вдохновили вывески в ее родном приморском городе Маргейт. Фразы художницы написаны от руки и светятся разными цветами.




Джефф Кунс, серия работ «Сделано на небесах»


Фото: jeffkoons.com/artwork/made-in-heaven


В 1991 году Джефф Кунс женился на порнозвезде Илоне Шталлер, известной под псевдонимом Чиччолина. Брак продлился недолго – всего десять месяцев. Но за это время американский художник успел создать серию откровенных работ «Сделано на небесах». В ней Кунс подробно и реалистично изобразил интимную жизнь супругов. Художник создал ряд скульптур, картин и фотографий, которые вызвали скандал. Особое возмущение выразили католики, которые считали серию возмутительной. А сам художник без стыда называл ее истинным воплощением искусства и сравнивал с картиной Гюстава Курбе «Происхождение мира».