Открытый доступ: на какие выставки идти в Москве и Санкт-Петербурге
19 января 2021
Пятницу 13 ноября 2020 года называли «черной». В этот день в Москве больше чем на два месяца закрыли музеи. Для них это был уже второй локдаун за пандемийный год. В конце января столичные культурные институции вернулись к работе. Рассказываем, на какие выставки стоит обратить внимание в ближайшие пару месяцев, причем не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, где музеям удалось избежать повторного закрытия.

Выставка Андрея Гросицкого «Вещность» в ММОМА

Открыта до 14 марта

Андрей Гросицкий "Ликующие краски", 2014 г. / Фото: mmoma.ru
Андрей Гросицкий "Карнавал", 1976 г. / Фото: mmoma.ru/ Фото: mmoma.ru

Выставка Андрея Гросицкого «Вещность» открылась в тот же день, что и музеи Москвы после второго локдауна. Ее куратором стал Сергей Хачатуров, он же работал над проектом «Владимир Карташов. Невинные шалости», который параллельно проходит в столичной галерее Jart. Творчество Гросицкого, скончавшегося в 2017 году, связывают с нонконформизмом и поп-артом. Вот только сам художник не относил себя ни к какому из художественных направлений. В 1960-х Гросицкий писал под влиянием Поля Сезанна и художников «Бубнового валета», но к концу десятилетия начал вырабатывать свой собственный стиль. Он говорил, что создает «натюрморты». Правда, порой в ход шли куски ржавого металла, ключи и замки, которые выходили за пределы холста. Гросицкого вообще называли «поэтом вещей». А он, в свою очередь, через них выражал окружавший его мир. На выставке в ММОМА работы художника вступят в диалог с произведениями его современников и молодых авторов.

Выставка Роберта Фалька в Новой Третьяковке

Открыта до 23 мая

Роберт Фальк, «Солнце. Крым. Козы», 1916 г. / Фото: пресс-служба
Фальк Р. Р. "Пристань. Серый день". 1911 г. / Фото: пресс-служба

В Новой Третьяковке выставочный сезон 2021 года открылся экспозицией Роберта Фалька. Это первая столь масштабная ретроспектива художника, для которой собрали около 200 произведений из 19 музейных и 24 частных собраний. Фальк – один из основателей и лидеров «Бубнового валета». Сегодня он – признанный классик, но так было не всегда. Экспозиция в Третьяковке открывается картиной «Обнаженная в кресле». Именно она в 1962 году возмутила Никиту Хрущева на знаменитой выставке в Манеже. Фамилии художника первый секретарь ЦК КПСС не расслышал и о «голой Вальке» высказался так: «У нас покамест такое творчество считается неприличным, у нас милиционер задержит». Сам Фальк умер за четыре года до хрущевского «разноса». В творчестве он прошел путь от неопримитивизма, сезаннизма и кубизма до поворота в сторону старых мастеров в начале 1920-х. Несмотря на «авангардистское» прошлое, Фальк отличался нерадикальностью художественной позиции. Он даже стал посредником между европейской̆ живописью и русским искусством 1910–1920-х годов и зарождающимся нонконформизмом.

Выставка Николая Рериха «В поисках Шамбалы» в Русском музее

Открыта до 8 марта

Н. Рерих "Чату-Гомпа. Тибет", 1940 г. / Фото: rusmuseum.ru
Н. Рерих "Огни победы (Дозорные огни на гобийских башнях)", 1940 г. / Фото: rusmuseum.ru

Работы еще одного мастера отечественной живописи первой половины ХХ века показывают в Русском музее. Там проходит выставка Николая Рериха. За свою жизнь художник создал около 7 000 картин. На выставке в Санкт-Петербурге покажут 80 живописных произведений и графику. В «русский период» Рерих не только писал, но и занимался археологией и коллекционированием, возглавлял объединение «Мир искусства» и работал сценографом. А с 1917 года жил в эмиграции, много путешествовал (в том числе и по труднодоступным районам Индии, Монголии и Тибета) и искал следы загадочной Шамбалы. В экспозицию в Русском музее вошли работы разных лет. Из раннего – цикл декоративных панно «Богатырский фриз», созданный в 1910 году для столовой петербургского дома видного промышленника Филадельфа Бажанова. Главными персонажами картин стали герои русских былин Микула Селянинович, Илья Муромец и Садко. Хронология выставки завершается пейзажами 1930-1940-х годов и полотнами религиозно-философского содержания.

Выставка «Сесил Битон и культ звезд» в Эрмитаже

Открыта до 14 марта

Нэнси Битон в образе падающей звезды, 1929 г. (слева) и автопортрет, 1930-е г. / Фото: пресс-служба

Из Русского музея можно переместиться в Эрмитаж (или наоборот), где проходит ретроспектива Сесила Битона. Звезд и королевских особ он снимал на протяжении пяти десятилетий. Можно сказать, что в объектив Битона попала большая часть XX века и его героев. Будущий фотограф мог бы поблагодарить за свою блестящую карьеру няню. Именно она обучила Битона основам съемки на своей камере Kodak. В середине 1920-х англичанин отправился в Нью-Йорк. Там он работал в Conde Nast, стал штатным фотографом Vogue и основал собственную студию. После Второй мировой войны Битон – уже официальный фотограф британского королевского двора. А в 1958-м он получил свой первый «Оскар». Всего же у Битона их три, два их которых – за лучший дизайн костюмов. Он действительно любил подбирать красивые наряды для героев своих съемок. Так, для портрета Уоллис Симпсон он выбрал «Платье с лобстером» от Скиапарелли, а принцессу Маргарет снимал в роскошном Dior. Отдельное внимание на выставке в Эрмитаже уделено связи фотографа с русской культурой и его съемкам для «Русских сезонов».

Выставка Игоря Макаревича и Елены Елагиной «Обратный отсчет» в ММОМА

Открыта до 21 марта

Елена Елагина, «Детское», 1987 г. / Фото: mmoma.ru

Название «Обратный отсчет» оказалось символичным для выставки Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Она открылась за два дня до второго музейного локдауна и ждала, когда снова сможет принять посетителей. Творчество Макаревича и Елагиной традиционно рассматривают в контексте московского концептуализма. Но вместе художники работали не всегда. Они познакомились в конце 1970-х, в начале 1980-х поженились, а художественный дуэт образовали лишь накануне развала СССР. За спиной Макаревича была учеба на художественном факультете ВГИКа, театральный и телевизионный опыт, у Елагиной – работа помощницей скульптора Эрнста Неизвестного и уроки Алисы Порет. Свой метод пара сформулировала так: «соединение крайнего мистицизма и крайней материальности». Макаревич и Елагина – художники аналитического склада. Они тщательно работают с архивными материалами, и зачастую именно исторические документы становятся триггером для создания произведения или инсталляции, как в случае «Закрытой рыбной выставки». В экспозицию в ММОМА вошли как знаковые произведения дуэта, так и сольные произведения авторов.

Выставка Билла Виолы «Путешествие души» в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Открыта до конца мая

Билл Виола "Путешествие души" / Фото: pushkinmuseum.art

Первую в России персональную выставку Билла Виолы Пушкинский музей планировал давно. Она должна была состояться в 2020-м, но из-за пандемии была перенесена. Именно с Пушкинским Биола работает уже на протяжении четырех десятилетий, а музей впервые отдаст свои главные залы под медиаискусство. Более 20 работ, представленных в экспозиции, охватят 14 лет творчества художника – с 2000 по 2014 год. Билл Виола переосмысляет традиционную западную иконографию через ее преломление в современной повседневности средствами медиаискусства. Он работает с фундаментальными темами: рождением и смертью. Так, пятиметровая проекция «Вознесение Тристана» повествует о восхождении души после смерти. А в «Нантском триптихе» Виола показывает весь цикл жизни. На один из экранов даже помещено изображение собственной умирающей матери.

Выставка Альбрехта Дюрера «Шедевры гравюры» в Историческом музее

Открыта до конца июня

В 2021 году исполнится 550 лет со дня рождения Альбрехта Дюрера. В России дату тоже отметят. В Историческом музее покажут гравюры немецкого мастера, большая часть которых приедет из Италии. Всего существует чуть больше 300 гравюр Дюрера. В Москве планируют выставить 146, среди которых будут наиболее известные произведения: «Меланхолия I», «Адам и Ева» и все листы из серии «Апокалипсис». Также на выставке впервые представят пять гравюр Дюрера, хранящихся в собрании Исторического музея.