От Пименова до Фабра: что готовят российские музеи этой осенью
21 сентября 2021
Есть фраза, что завтра начинается сегодня. А новый выставочный сезон стартует уже летом. В Русском музее «схлестнулись» русские и итальянские футуристы, там же представлены новые работы Айдан Салаховой. Осенью к ним добавится ретроспектива Юрия Пименова в Москве, выставка Яна Фабра в Петербурге, а также проекты российских современных художников в Екатеринбурге и в небольших городах и поселках Уральского региона. Рассказываем о заметных экспозициях ближайших месяцев подробнее.

Выставка Юрия Пименова

Где: Новая Третьяковка (Москва)
Когда: с 8 сентября 2021 по 9 января 2022

Юрий Пименов, Бегом через улицу, 1963 г. / Фото: tretyakovgallery.ru

Визитной карточкой советского искусства 1930-х годов стала картина «Новая Москва». Ее автором был Юрий Пименов, чья первая персональная выставка откроется осенью в Новой Третьяковке. Сам художник называл себя «реалистическим импрессионистом» и не отказывался от своей художественной манеры, даже когда подвергался порицаниям со стороны власти. Пименов следовал творческому принципу «прекрасного мгновения». С начала 1930-х из его палитры практически исчезают темные краски, а в темах картин предпочтение отдается повседневной жизни в ее вечном движении и многообразии. Художник становится одним из создателей поэтики «оттепельного» стиля. Пименов был коренным москвичом и любил писать родной город. Помимо живописных полотен на выставке в Третьяковке представят графику, книжные иллюстрации и предметы театрально-декоративного искусства. Театр был отдельной любовью Пименова. Более пятидесяти лет художник посвятил созданию декораций, эскизов занавесов и костюмов.

Выставка «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924»

Где: Музей русского импрессионизма (Москва)
Когда: с 16 сентября 2021 по 16 января 2022

Абрам Архипов, Молодая крестьянка, 1920 г. (фрагмент) / Фото: rusimp.su

В 1924 году в Нью-Йорке на Манхэттене прошла Выставка русского искусства, на которой представили более 1000 работ – живопись, графику, скульптуру и предметы декоративно-прикладного искусства. Художники отправляли за океан лучшие произведения, ведь после экспозиции должна была состояться их продажа. Среди покупателей тогда оказались дизайнер Луис Комфорт Тиффани, бизнесмен Чарльз Крейн, певец Федор Шаляпин и композитор Сергей Рахманинов. Со временем работы разъехались по разным странам. Чтобы собрать их на одной выставке, Музей русского импрессионизма провел больше года в поисках произведений в США и Канаде, Армении и Швейцарии, а в России – от Хабаровска до Ростова-на-Дону. В итоге в экспозицию войдет около 70 произведений: Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева, Льва Бакста, Зинаиды Серебряковой, Абрама Архипова, Виктора Васнецова и других художников. А из венской Альбертины приедут «Офицерский парикмахер» Михаила Ларионова и «Виолончель» Василия Шухаева.

Выставка Томаса Деманда «Зеркало без памяти»

Где: Музей современного искусства «Гараж» (Москва)
Когда: с 10 сентября 2021 по 30 января 2022

Томас Деман, Инкубатор, 2020 г. / Фото: garagemca.org

Томас Деманд – немецкий современный художник, выпускник Дюссельдорфской академии художеств и скульптор по образованию. Но в историю новейшего искусства он вошел как автор, реанимировавший фотографию как полноценный и живой медиум. Деманд выработал свой художественный метод: он берет изображения из прессы и технические съемки с мест тех или иных событий, воспроизводит увиденные сцены в реальном масштабе из картона и бумаги, после чего фотографирует их и разрушает. Первая в России персональная выставка художника пройдет при участии режиссера и писателя Александра Клуге и японского архитектурного бюро SANAA. Специально для проекта в «Гараже» Клуге предложит три киноответа на произведения Деманда: «Глобусы», «Руина» и «Хранилище», которые будут демонстрироваться в разработанных художником конструкциях для просмотра фильмов.

Выставка Яна Фабра

Где: выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург)
Когда: осень 2021 года (точные даты пока не названы)

Персональные выставки Яна Фабра в Санкт-Петербурге уже проходили. В 2016 году работы фламандца привозили в «Эрмитаж», и тогда экспозиция «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты» чуть не закрылась из-за скандала.

В залах музея выставили чучела зайца, лебедя, павлина и голову совы. Но особое возмущение зоозащитников и публики вызвала парная инсталляция «Карнавал мертвых дворняг» и «Протест мертвых бездомных котов». Спустя пять лет Северную столицу вновь ждет сольный проект Фабра, ряд работ для которого художник готовит специально. Директор «Манежа» Павел Пригара отметил, что от выставки в «Эрмитаже» у него осталось «впечатление недосказанности». «Мы не увидели Фабра как большого художника и большого мыслителя, каким он является на самом деле. Когда появилась возможность выстроить с ним первый разговор, мы предложили ему этот проект – в виде такого абсолютно персонального высказывания, исключенного из музейного контекста. Мы предложили ему абсолютную свободу в выборе материала как презентации собственного творчества», – отметил Пригара.

Выставка Айдан Салаховой. Из цикла «Новые святые»

Где: Русский музей (Санкт-Петербург)
Когда: до 25 октября
2021

Айдан Салахова была одним из первых художников на постсоветском пространстве, кто смело начал работать с темами сексуальности, гендерной идентичности, положения женщины в современном мире. А свой свежий проект «Новые святые», представленный в Русском музее, она посвятила женщинам-врачам. Замысел серии родился у Салаховой в 2020 году, когда она лежала в «красной зоне» одного из московских госпиталей. Художница восхищалась работой врачей, их стойкостью и самоотверженностью, делала зарисовки и фотографии. Позднее она использовала их для серии живописных работ «Новые святые». Героини Салаховой предстают перед зрителем как часть воображаемого иконостаса. Они безлики, но их позы и жесты говорят сами за себя.

Выставка «Итальянский футуризм из коллекции Маттиоли. Русский кубофутуризм из Русского музея и частных коллекций»

Где: Русский музей (Санкт-Петербург)
Когда: до 4 октября
2021

Наталия Гончарова, Велосипедист, 1913 г. / Фото: rusmuseum.ru

Еще одна выставка, которая будет идти в Русском музее этой осенью, посвящена футуризму. Манифест нового художественного течения был опубликован в феврале 1909 года в Италии Филиппо Томмазо Маринетти. А уже через месяц, в марте, его часть была переведена на русский и напечатана в петербургской газете «Вечер». Стремление футуризма к поиску образных средств, созвучных веку технического прогресса и высоких скоростей, откликнулось российским художникам. Правда, если итальянские футуристы главным врагом считали французский кубизм (и его статике противопоставляли динамику), то русские футуристы педалировали отказ от диалога с Западом и поворачивались в сторону «прекрасного Востока» и национальности. Итальянскую часть выставки в Русском музее проиллюстрируют 26 картинами из коллекции Джанни Маттиоли. Их показ в Санкт-Петербурге станет последним, для которого полотна вывезли за пределы Италии. Русская часть выставки представит работы Натальи Гончаровой, Давида Бурлюка, Казимира Малевича, Аристарха Лентулова и других авангардистов.

6-я Уральская индустриальная биеннале

Где: Екатеринбург (четыре площадки) и 10 арт-резиденций в Уральской области
Когда: со 2 октября по 5 декабря
2021

Елена Артеменко, Шарманка, 2015 г. / Фото: uralbiennale.bm
Евгений Антуфьев, Любовь Налогина, без названия, 2019 г. / Фото: uralbiennale.bm

«Время обнимать и уклоняться от объятий». Так звучит тема 6-й Уральской индустриальной биеннале, что как никогда актуально в эпоху коронавируса. Смотр современного искусства, посвященный проблеме человеческого взаимодействия, пройдет на четырех площадках в Екатеринбурге: в цехе Уральского оптико-механического завода имени Яламова, в здании бывшего кинотеатра «Салют», на Главпочтамте и в пространстве Екатеринбургского цирка. Кроме этого, работы художников будут разбросаны по арт-резиденциям биеннале. В этом году их 10 – в Свердловской и Челябинской областях. Участники выставки прибудут из городов Сатка и Кыштым, Нижний Тагил и Сысерть, поселков Черноисточинск и Сокол. В этот раз изменится принцип работы арт-резиденций. Если раньше художники приезжали в населенные пункты, там придумывали будущие работы и уезжали создавать их в Екатеринбург, то теперь арт-объекты будут оставаться там, где «родились».