От антиквариата до ответственной добычи: на какие ювелирные выставки идти в апреле
29 марта 2021
Коллаборации музеев и ювелиров, кажется, существуют испокон веков. Это неудивительно, ведь со временем многие предметы ювелирного искусства становятся предметами музейных коллекций. В собраниях можно найти и выдающиеся по исполнению экземпляры, и прижизненные произведения того или иного автора, и знаковые образцы – свидетельство виртуозности мастера и новатора своей эпохи.

Cartier в Эрмитаже

Выставка работает: до 18 апреля

«Много лет назад у нас была большая историческая выставка Cartier. Тогда на экспозиции мы вспоминали о поэзии, о мистике драгоценных камней. Тех же смыслов полна и нынешняя выставка, которая еще и придумана необыкновенным образом. Я очень благодарен за идею совместить произведения из исторической коллекции Cartier и шедевры эрмитажного собрания драгоценностей. Сегодняшняя выставка – это диалог культур. В 2021 году отмечается 120-летие ювелирного дома Cartier и 5-летие нашего совместного проекта – реставрации предметов из Галереи драгоценностей Государственного Эрмитажа. Это диалог между классическими шедеврами разных эпох: восточного и западного ювелирного искусства предшествующих столетий и искусства XX века, классического ювелирного искусства нашего времени. Диалог очень красивый и очень поучительный, не только вещей, но и дизайна», — сказал Михаил Пиотровский на торжественном открытии выставки «Cartier: продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier».

Сама экспозиция небольшая: всего несколько витрин. В каждой из них – один из отреставрированных при поддержке Cartier объектов из коллекции Эрмитажа. Всего их пять, и реставрируют только по одному в год. Каждый из этих объектов сопровождают предметы из исторической коллекции Cartier. Так, к лампе Х века из горного хрусталя подобрали украшения и предметы с использованием того же горного хрусталя. А к кабинету с часами – несколько исторических экземпляров; особенно в этой витрине хороши часы с лавандовой эмалью.

Tiffany в ГУМе

Выставка работает: до 27 апреля

8 апреля на первой линии ГУМа открылась интерактивная выставка «Бриллианты Tiffany». Экспозиция отражает 180-летнюю связь ювелирного дома с драгоценными камнями и позволяет зрителям перенестись в нью-йоркскую мастерскую культового бренда, где все камни ограняются вручную. Интересна она и тем, кто хочет больше узнать о Tiffany, и тем, кого добыча, огранка и использование бриллиантов интересуют в принципе. Глубокого погружения в тему ждать не стоит, но базовые знания почерпнуть можно: что такое 4С (цвет, чистота, вес в каратах и огранка) или как проходит разработка и добыча камней, например. О том, что эти бриллианты этически правильные – модная сегодня тема – тоже сказано. Экспозиция выстроена как красивый учебник, такой introduction to diamonds, что важно для людей интересующихся, не специалистов. Всего в нескольких стендах устроителям удалось показать и рассказать, где и как рождается алмаз, что про них важно знать, и как формируется цена. Все очень логично, красиво и, к тому же, прекрасное место для селфи.

Мосты и готика в МУАРе

Выставка работает: до 23 мая

«Epic Jewellery: от мостов к архитектуре космоса» – первая ювелирная выставка в истории Музея архитектуры им. А.В. Щусева. Почему архитектурный музей решил заняться ювелирной темой? Ответ кроется в названии экспозиции. Российской независимой компании Epic Jewellery тема архитектуры очень близка: марка создаёт украшения в виде мостов и их инженерных элементов, в виде архитектурных планов знаменитых соборов, а кроме того размышляет о том, какой в будущем будет архитектура космоса. А еще Epic посвящает коллекции архитекторам и создаёт их в сотрудничестве с ними.

В экспозиции ювелирные украшения соседствуют с произведениями современных художников. Это картины Жан-Кристофа Куэ, в дуэте с которым создана одна из капсульных коллекций марки – подвеска по мотивам кубка-наутилуса, разработанная с Ильей Федотовым-Фёдоровым, скульптура из серебра и бриллиантов – совместная работа с Альфизом Сабировым. Также в рамках выставки было представлено первое украшение из коллекции Get High, посвящённой московским высоткам. В работе над ней приняла участие Ирина Петракова. Музыку специально для выставки написал композитор и арфист-виртуоз Александр Болдачев.

Открывшаяся выставка – не единичный проект, а начало долговременного партнёрства. В совместных планах – и ювелирные украшения к запланированной выставке, посвященной Этьену Морису Фальконье, и коллекция на тему Дома Мельникова. Как сказала директор музея Елизавета Лихачева, в творчестве Epic Jewellery ей импонирует именно то, что компания видит красоту планов, инженерии, а не только фасадов зданий.