Ограбление века: истории громких краж произведений искусства
25 ноября 2021
«Демонстрация произведений искусства всегда сопряжена с риском». Так прокомментировал кражу «Америки» – золотого унитаза Маурицио Каттелана – управляющий Бленхеймского дворца Доминик Хейр. Это не единственная громкая кража произведений искусства. Мы собрали истории похищений XX и XXI веков, не забыв про саму «Мону Лизу».

«Джоконда» и стекольщик

Фото: ru.wikipedia.org

В начала XX века «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не имела такого культового статуса, как сегодня. Но приобрела его благодаря краже картины. Главный экспонат Лувра похитили 21 августа 1911 года. На календаре был понедельник, и музей не работал. А на следующий день шум поднял художник-любитель Луи Беру, который пришел изучить полотно да Винчи, но не обнаружил его на привычном месте. О краже «Джоконды» активно писала пресса и сделала из новости сенсацию. Директор Лувра Теофиль Омоль подал в отставку. А полиция собрала сотни отпечатков пальцев и терялась в догадках. Среди подозреваемых называли даже Пабло Пикассо и Гийома Аполлинера. Но похитителем оказался временный сотрудник музея – стекольщик Винченцо Перуджа. Итальянец по происхождению, позднее он говорил, что пошел на преступление из ненависти к французам и из стремления вернуть картину на родину. Собственно, спустя два года полотно обнаружили именно в Италии. Перуджа сумел вывезти картину из Франции и через торговца антиквариатом Альфредо Джери предложил купить ее директору галереи Уффици, но тот связался с полицией, и вора взяли с поличным. Во Францию «Мона Лиза» вернулась 4 января 1914 года уже в статусе «любимицы публики». Сегодня «Джоконда», возможно, одна из самых дорогих картин в мире. По некоторым оценкам, она может стоить $50 млрд. Правда, Лувр вряд ли когда-нибудь решит ее продать.

«Портрет Герцога Веллингтона» и пенсионер-водитель

Фото: ru.wikipedia.org

В 1961 году американский нефтяной магнат и коллекционер Чарльз Райтсмен купил на аукционе в Англии «Портрет герцога Веллингтона» Франсиско Гойи, но вывезти шедевр из страны не смог. Британское правительство в экстренном порядке организовало сбор средств, чтобы сохранить полотно. В итоге картину разместили в Национальной галерее в Лондоне, но всего через пару недель портрет был похищен. Его искали четыре года и даже подозревали неудавшегося покупателя. Но он не имел никакого отношения к случившемуся. Зато имел отношение человек, который на протяжении всего этого времени присылал письма в редакции британских СМИ. Он писал, что, «не считая нескольких царапин сбоку», полотно не было повреждено, и что «герцог устроен хорошо, о его температуре заботятся». Вернуть картину похититель обещал, если британское правительство разрешит пенсионерам не платить налог на телевидение – £5 в год. В 1965 году аноним прислал в Daily Mirror номер камеры хранения на вокзале Бирмингем Нью-Стрит. Прибывшие на место полицейские и саперы обнаружили в ней картину Гойи. Через несколько недель стало известно и имя похитителя – им оказался 61-летний бывший водитель автобуса Кемптон Бантон, который сам пришел в участок. Его судили, но приговорили всего к трем месяцам заключения. Бантон утверждал, что на кражу пошел не из корыстных целей, а лишь чтобы выразить недовольство действиями государства. Так что осужден он был только за потерю рамы, в которой находилось полотно. Об истории Бантона не так давно сняли фильм «Герцог» – он вышел в прокат в 2020 году.

«Рождество со святыми Франциском и Лаврентием» и сицилийская мафия

Фото: ru.wikipedia.org

Караваджо оставил после себе не так много картин. И одна из них бесследно исчезла осенью 1969 года. «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием» было похищено из часовни Святого Лоренцо в Палермо. В преступлении подозревали мафию, ведь без ее ведома на острове почти ничего не происходит. Но найти ни заказчиков, ни исполнителей до сих пор не удалось. Версии того, что стало с полотном, звучали самые разные. Одни утверждали, что оно уже утрачено – его изрезали на мелкие части или скормили свиньям. Другие говорили, что один из высших членов мафиозного клана использовал картину как прикроватный коврик. Кто-то доказывал, что работа Караваджо до сих пор надежно спрятана. Сегодня на месте оригинала, который оценивается примерно в $20 млн, в часовне Святого Лоренцо находится копия картины, а поиски подлинника возобновлены. 

«Впечатление. Восходящее солнце» и семеро причастных

Фото: ru.wikipedia.org

13 ноября 1872 года Клод Моне закончил первую в истории импрессионистскую картину «Впечатление. Восходящее солнце». А спустя 103 года полотно было украдено из Музея Мармоттан в Париже. Похитители пришли туда посреди бела дня: купили билеты, смешались с другими посетителями и вынесли известное полотно. Вместе с картиной Моне они также забрали работы Берты Моризо и Пьера Огюста Ренуара. Стоимость украденных произведений составила $20 млн, при этом многие эксперты называли «Впечатление. Восходящее солнце» бесценным. Отыскать шедевр Моне и другие похищенные работы удалось спустя пять лет. Обнаружены они были на одной из вилл на острове Корсика. Причастными к преступлению признали семь человек, которых удалось задержать. Полотна не пострадали и в 1991 году вернулись в залы Музея Мармоттан.

«Крик» и записка от похитителей

Фото: ru.wikipedia.org

«Крик» Эдварда Мунка, пожалуй, самая знаменитая картина Норвегии. Всего художник создал четыре авторские копии. В 1994 году одна из них (написанная на картоне восковой пастелью в 1893 году) была украдена. Похитители проникли в Национальную галерею Осло 12 февраля – в день открытия в стране зимних Олимпийских игр в Лиллехаммере. Сделали они это ранним утром, приставив стремянку к одному из окон музея и забравшись через него внутрь. Похищение заняло всего 50 секунд. За это время преступники даже успели оставить записку: «Спасибо за плохую безопасность». Поймать злоумышленников удалось спустя три месяца. Они попытались продать полотно, а полицейские Скотленд-Ярда притворились покупателями. Через 10 лет «Крик» снова украли. На этот раз преступники пришли в Музей Мунка средь бела дня, на глазах посетителей сняли полотно со стены и уехали на черной «Ауди». Картину искали уже дольше – два года и девять дней. В 2012 году одна из копий «Крика» была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке – за рекордные $120 млн.

«Портрет женщины» и предполагаемые акробаты

Фото: ru.wikipedia.org

«Портрет женщины» Густава Климта считался пропавшим 22 года. Картину похитили в 1997-м из Галереи Риччи Одди в итальянской Пьяченце. В музее шел ремонт, который стал отличным прикрытием для кражи. Как было совершено преступление, до сих пор не ясно. Раму от полотна нашли на крыше музея, после чего даже появилась версия, что в ограблении участвовали акробаты. Вообще в истории похищения было немало загадочного. Тогдашний директор галереи Стефано Фугацца (скончался в 2009 году) размышлял в своем дневнике о том, что инсценировка кражи картины привлекла бы дополнительное внимание к музею. Однако после случившегося написал: «Теперь, когда «Портрет женщины» исчез, будь проклят тот день, когда я позволил себе такую глупую детскую мысль». За все те годы, что искали картину, сообщения о ее обнаружении появлялись несколько раз, но все это были подделки. В итоге полотно нашлось в декабре 2019 года. Оказалось, что оно так и не покинуло пределов галереи, а больше 20 лет пролежало в закрытом люке в стене музея. «Портрет женщины», завернутый в пластиковый пакет для мусора, обнаружил садовник во время расчистки стен здания от плюща. Счастливо найденная картина оценивается примерно в €60 млн.

«Америка» и Уинстон Черчилль

Фото: Kristopher McKay / guggenheim.org

«Америка» – одна из самых известных работ Маурицио Каттелана. Это функционирующий унитаз, выполненный из золота 750 пробы. Итальянский художник изготовил его в 2016 году, а в 2017-м Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке предложил тогдашнему президенту США Дональду Трампу для украшения Белого дома. Первая чета страны от такого предложения отказалась. Осенью 2019 года «Америка» выставлялась в Бленхеймском дворце, где родился Уинстон Черчилль. И оттуда унитаз стоимостью $6 млн был похищен. Кражу, предположительно, осуществила группа преступников, которые скрылись с арт-объектом на двух автомобилях. Так как унитаз был действующим, похитители повредили систему канализации, что привело к затоплению некоторых помещений дворца. Найти «Америку» до сих пор не удалось, а управляющий Бленхейма Доминик Хейр допустил, что работу могли распилить и продать по частям.