Одолжить Человека-паука: как Disney контролирует использование своей интеллектуальной собственности
27 января 2022
Поскольку световые мечи и вся атрибутика «Мстителей» приносят Disney огромные прибыли от массовой продажи игрушек, для любой другой киностудии это обернулось бы несоизмеримыми суммами стоимости лицензий и настоящим кошмаром для команды юристов. О том, насколько Disney ревностно относится к попавшей в ее владение интеллектуальной собственности, можно судить по яростной борьбе, которую компания вела за удержание контроля над своим самым главным символом – Микки Маусом.

Согласно Закону об авторском праве, принятом в 1909 году, любой объект интеллектуальной собственности подлежит правовой защите в течение 56 лет. Это означает, что созданный в 1928 году персонаж Микки Мауса должен был перейти в общественное достояние в 1984-м. К этому моменту он успел стать одним из самых узнаваемых мультипликационных героев в мире и заработать для компании миллиарды долларов. Чтобы не потерять столь ценный актив, руководство Disney воспользовалось своими ресурсами и связями для того, чтобы попытаться повлиять на законодательство США. В 1976 году компании удалось пролоббировать пересмотр Закона об авторском праве и добиться от Конгресса увеличения срока защиты авторского права с 56 до 75 лет, а в 1998 году – продлить этот срок до 2023 года. По официальным данным, в тот период это обошлось Disney в смешные 150 тысяч долларов дотаций дружественным сенаторам и конгрессменам, но оказало огромное влияние на творческие индустрии в США.

Микки Маус / Фото: unsplash.com/@stevenlozano

Закон об авторском праве пересматривался неоднократно, в него вносились изменения, которые касались также такого важного аспекта, как возможность авторов отозвать лицензию, которая когда-то была передана третьей стороне: например, создатель супергероя для комикса передает права на персонажа издательству, но, согласно изменениям, он или его наследники могут вернуть их себе. Именно посреди такого спора сейчас «завис» вышеупомянутый персонаж Человека-паука – самый проблемный герой Marvel. Еще один, не менее интересный кейс, связанный с ним – это ситуация с правами именно на экранизации комиксов о Питере Паркере, и о том, какую роль здесь также сыграла компания Disney.

В 1998 году, когда у издательства Marvel не было собственной киностудии, оно обращалось к разным кинопроизводителям для создания фильмов по своим произведениям. В случае с Пауком за дело взялась Columbia Pictures, а права на экранизации были приобретены ее материнской компанией Sony Pictures – ими она владеет до сих пор.

Одним из самых важных условий всех таких сделок является период, в течение которого киностудия обязана производить фильмы о приобретенном персонаже – он составляет 5 лет. Это означает, что, если бы после финала трилогии Сэма Рэйми 2007 года Sony не выпустила бы перезапуск с Эндрю Гарфилдом в 2012-м, права на экранизации персонажа автоматически вернулись бы к Marvel – это уже произошло с другими популярными героями издательства: Призрачным Гонщиком, Карателем и многими другими. Но из-за неудовлетворительных результатов «Нового Человека-паука 2», ставившего своей главной задачей создать хайп вокруг потенциального кроссовера в продолжении, но в итоге разгромленного критиками и фанатами, было принято решение снизить риски и «поселить» персонажа в рамки франшизы, которая пользовалась гораздо большим успехом. Так, в 2015 году в дело вступила компания Disney, и благодаря похожей сделке Sony Pictures «одолжила» Паука его же создателям на несколько фильмов. Результатом стала серия весьма удачных самостоятельных картин, и теперь уже четыре феноменально успешных кроссовера о «Мстителях», где Питер Паркер занял важное место в истории – стал своеобразным наследником Железного Человека – Тони Старка.

Кадр из фильма "Человек-паук 2" / Фото: kinopoisk.ru

Эти кейсы создают впечатление, что на данный момент в индустрии существует правило для кроссоверов: если права на персонажей или даже такие узнаваемые элементы, как оружие и транспорт, не принадлежат одному правообладателю, то, скорее всего, ничего не получится, или это будет очень сложно. Но везде бывают исключения, как в производстве самого крупного кроссовера в истории – в фильме «Первому игроку приготовиться».

Как и в случае с последним фильмом «Человек-паук: Нет пути домой», в нем можно увидеть героев разных франшиз, которые принадлежат разным правообладателям, но только в многократном масштабе: сотни героев из картин разных киностудий, видеоигр, комиксов и книг – все они появляются в большинстве своем на короткое время, но зато абсолютно законно, и это стоило огромных усилий команде продюсеров и юристов Warner Brothers. К примеру, в первоисточнике – романе Эрнеста Клайна – герои летают на X-wing истребителе из Звездных войн, а в финальной битве им помогает гигант Ультрамен.

Кадр из фильма "Человек-паук: Нет пути домой" / Фото: kinopoisk.ru

Если в литературе существует традиция интертекстуализации, которая помогла Клайну беспрепятственно «пригласить» в свою историю героев из других произведений, то при переносе некоторых образов на экран не помогло даже влияние Стивена Спилберга, который в свое время упростил похожую задачу для фильма «Кто подставил кролика Роджера». Disney едва уступила знаменитый истребитель на пару секунд в кадре, где он теряется среди огромной очереди из космических кораблей, а Ультрамена пришлось заменить на Стального Гиганта, поскольку права на первого уже много лет не могут поделить между собой несколько правообладателей, а права на второго принадлежат Warner Brothers. Если обратить внимание, то можно заметить, что герои и атрибутика, которые появляются в фильме чаще и на долгое время, – скорее всего, это интеллектуальная собственность кинокомпании, которая произвела фильм. Для лицензирования же остальных продюсерам Кристи Макоско Кригер и Деидре Бакс потребовалось три года и целая армия юристов. По словам сценариста картины, Зака Пенна, «они провели настолько невероятно сложную работу, что этот кейс должен и будет преподаваться в киношколах».