Не все то золото: альтернативные и инновационные материалы в ювелирных украшениях
13 января 2022
Сегодня в украшениях, наряду с традиционными золотом, платиной или серебром, можно видеть необычные титан, алюминий, карбон. Что они дают ювелирному миру и зачем их используют дизайнеры?

Вообще, новые материалы – не какая-то примета нового времени. Они примета любого времени. Викторианство, например, привнесло в украшения натуральные волосы (символ любви и страдания – использовали волосы своих близких, возлюбленных, даже любимых домашних животных). А во времена ар-нуво, во многом благодаря Лалику, изменились не только материалы, используемые в украшениях высокого сегмента, но и само к ним отношение. Лалик сделал материалы, которые он использовал, основой дизайна. Он выбирал их за силу производимого впечатления, свет и цвет, независимо от того, дорогостоящие они или нет. Золото и драгоценные камни он легко сочетал с полудрагоценными камнями, перламутром, слоновой костью и рогом, а также эмалью и стеклом. Да, рог и кость – не новые материалы, но новым было именно использование и сочетания.

Кстати, внешний вид материала – одна из главных причин введения нового в ювелирное искусство, но далеко не единственная.

В 1980-х – и тут благодарим мы прежде всего Жоэля Артура Розенталя (знаменитого ювелира, известного как JAR; единственного из ныне живущих, удостоившихся персональной выставки в Музее Метрополитен в Нью-Йорке) – в ювелирный мир пришел титан. И с тех пор не уходит, правда, работает с ним все же в основном элита ювелирного мира. Хоть цена на титановый лист или проволоку может показаться доступной, но в работе он сложный – требуется и время, и высокая квалификация ювелиров. И используют его совсем не в целях экономии на металле. Титан легкий. Массивные конструкции, вроде объемных брошей или крупных серёг, с ним будут иметь комфортный вес; было бы использовано золото – предмет был бы неносибельным. Такие крупные формы можно увидеть у гонконгца Wallace Chan, Cindy Chao из Тайбэя, Suzanne Syz из Женевы, а из российских брендов первого эшелона – у Epic Jewellery.

Тот же Epic использует не только легкость титана, но и еще одно его прекрасное свойство – радужные цвета. Анодировать титан (то есть изменить цвет самого металла в массе) можно практически в любой цвет, недоступны только черный и красный.

1) Брошь Garden of Dreams, Wallace Chan, 2) Брошь Phoenix Feather, Cindy Chao, 3) Серьги Атом, Epic Jewellry, 4) Кольцо Carte Blanche Holographique, Boucheron, 5) Кольцо Star wars treasures, Suzanne Syz / Фото: wallace-chan.com, cindychao.com, epic.jewelry, boucheron.com, suzannesyz.ch

Зато в черный отлично можно анодировать алюминий. Еще один фаворит ювелиров-новаторов. Он, как и титан, легкий. И, как и титан – гипоаллергенный.

Необычный глубокий черный цвет, которого нет ни у одного другого материала, у карбона. Этот высокотехнологичный полимер пришел из аэрокосмической индустрии и Формулы-1 сначала в мир дорогих часов, а потом все больше стал использоваться в украшениях. Работают с карбоном такие бренды, как Adler, David Yurman и уже упомянутый Epic Jewellery.

Еще один современный материал – керамика. Устойчивый к царапинам и прочим повреждениям, приятный тактильно, ну а кроме того, может быть разных цветов. Чем с удовольствием и пользуются такие бренды, как Chanel или Bulgari.

1) Кольцо Shinsei Exclusives, Adler Joailliers 2) Кольцо Ultra, Chanel 3) Кольцо B.zero1, Bulgari, 4) Браслет Waves, David Yurman / Фото: adler.ch, chanel.com, bulgari.com, davidyurman.com

Есть в современном ювелирном мире и те материалы, которые используют для решения конкретных задач или создания wow-эффекта единоразово. Чемпион по применению таковых – Boucheron. То в капсулу из горного хрусталя поместят аэрогель, то элементы украшений-цветков сделают из натуральных лепестков, то придумают наносить на титан, горный хрусталь и серебро голографическое напыление. Правда, коммерческий потенциал последнего был понятен еще в момент презентации тематической коллекции high jewellery. Не прошло и пары месяцев, как была представлена fine jewellery и часы с тем же эффектом. И кажется, это не конец.