Не стреляйте в пианиста: кому принадлежит музыка в фильмах, и с кем судился Шостакович
26 августа 2021
Первые споры об использовании музыки в кинофильмах появились еще в начале 20-го века вместе с мировым развитием киноиндустрии. В одном из таких старых дел участвовал Дмитрий Шостакович: в 1948 году он подал в суд на кинокомпанию 20th Century Fox за использование его музыки в киноленте об угрозе советского шпионажа – «Железный занавес». Помимо его произведений в картине звучали композиции многих его соотечественников. Все они были использованы без разрешения, хоть имена авторов и были указаны в титрах. Суд по гражданским делам штата Нью-Йорк не обнаружил нарушений, поскольку все произведения на тот момент попадали под категорию «общественного достояния», и идеология здесь как будто бы ни при чем.

Прежде чем рассмотреть другие интересные случаи споров о правах на использование музыки в кино, на ТВ и в театре, стоит выделить две части защиты авторского права на произведение: защита композиции (ноты, мелодия, гармония) и защита мастера (финально сведенная и записанная мелодия).

Если права на мастер стоят особняком, и ими обладает только сама студия звукозаписи или ее владельцы, то права на композицию и, что более важно, на ее распространение обычно делятся между автором произведения и издателем, чья задача – следить за законностью использования,  а также собирать и распределять роялти. В подавляющем большинстве случаев для использования трека в иной форме медиа самым важным является разрешение издателя. В США существуют три организации, представляющие интересы артистов: SESAC – общество авторов и композиторов европейской эстрады – коммерческая организация по защите прав на исполнение музыкальных композиций в Соединенных Штатах; ACSAP – Американское общество композиторов, авторов и издателей, защищающее исключительные авторские права; BMI – управление правами на музыку. Наряду с частными компаниями-издателями они также скупают каталоги песен и выдают разрешения на их использование.

Самый интересный случай, в котором ключевую роль сыграли права на мастер – это спор о праве на продюсирование сценического и киномюзиклов об известном рекорд–лейбле – Stax Records. Суть в том, что два музыкальных издателя параллельно взялись за мюзикл о легендарном лейбле. И кто у кого должен был запросить разрешение на использование десятков легендарных песен?

Музей Motown / Фото: ru.wikipedia.org

Motown и Stax Records – музыкальные лейблы из Детройта и Мемфиса, чьи имена стали нарицательными. Это не просто места, где крупнейшие соул и R’n’B-исполнители записывали свои хиты – они стали символами своей эпохи, стиля жизни и масштабного тектонического сдвига в мировой поп-музыке и американской культуре.

Motown открыла миру таких исполнителей, как Марвин Гэй, Стиви Уандер и Дайана Росс, а на концерте, посвященном 25-летию лейбла, Майкл Джексон увековечил свою «лунную» походку во время исполнения «Billie Jean».

Майкл Джексон / Фото: instagram.com/michaeljackson

Stax Records, в свою очередь, вывела в свет таких значимых музыкантов, как Айзек Хейз, Booker T. & the M.G.'s, Оттис Реддиг и многих других. После ряда неудач в конце 60-х – начале 70-х лейбл был принудительно закрыт в 1975 году. В 1977-м лейбл выкупила Fantasy Records. Stax стал заключать контракты с новыми исполнителями и параллельно перевыпускал старые материалы. Но к началу 1980-х новые треки перестали издаваться, и последующие 20 лет лейбл только переиздавал старые записи. В 2004-м Stax Records купил крупнейший музыкальный издатель Concord Music Group.

Как и все феномены подобного масштаба Motown и Stax Records обладали достаточной массой культурного материала для того, чтобы стать большими самостоятельными историями: так о Motown в 2013 году решили рассказать в формате jukebox-мюзикла. Такой вид сценической постановки отличается тем, что объединяет в себе популярные песни в исполнении живых актеров в рамках одной тематики: «Mamma Mia», «Чикаго», «Рок Навека», «We Will Rock You» – все эти кино- и театральные мюзиклы основаны на вымышленном сюжете, который рассказывается через песни.

Но если в случае с Motown успех проекта был очевиден – спрос возник с самого начала, производство завершилось без видимых проблем, и премьера взорвала Бродвей – в случае с постановкой мюзикла о Stax Records не обошлось без трудностей, и в первую очередь – в области прав. История создания и развития лейбла отличается более значимым социально-историческим бэкграундом. Например, убийство Мартина Лютера Кинга и последующие беспорядки в Мемфисе тех лет происходили в нескольких кварталах от штаб-квартиры студии и оказали существенное влияние на ее деятельность. За мюзикл о Stax взялся обладатель «Грэмми» и «Оскара» – режиссер Морган Невилл, но идеи так и остались идеями. И не последнюю роль в этом сыграла непростая ситуация с правами на треки легенд R’n’B 60-х годов.

Motown the Musical / Фото: facebook.com/MotownMusical/

В июле 2014 года Concord Music Group выпустил пресс-релиз, в котором было заявил о намерении пойти по стопам своего конкурента из Детройта и разработать музыкальную театральную постановку. Не прошло и месяца, как это обернулось судебным иском от кинокомпании Evergreen Media Group и продюсера Тони Де Розы-Грюнда. Суть обвинения заключалась в том, что вместе с режиссером Морганом Невиллом они уже приступили к разработке проектов сценического мюзикла и его экранизации и успели заручиться соответствующими соглашениями с компанией-издателем Rondor Music International – обладателем прав на распространение каталога Stax Records, а действия потенциальных ответчиков мешают их производственному процессу.

Важно отметить, что данный иск не претендует на дело о нарушении авторских прав, поскольку на момент его подачи никакое финальное произведение еще не было создано, и ничьи права нарушены не были. В данном случае речь идет о деликатном праве, когда гражданское правонарушение влечет за собой материальный ущерб. Де Роза-Грюнд обвиняет Concord в том, что своим публичным заявлением о разработке мюзикла компания оказала вредоносное вмешательство в его бизнес-договорённости.

Это дело повергло в недоумение весь шоу-бизнес. Сложилась ситуация, в которой две разные компании одновременно приступили к разработке собственных версий одного мюзикла, и одна обвиняет другую в отсутствии на то прав. Одна компания обладает правами на сами песни (Concord), а вторая – правами на распространение (Rondor). Но в правовой практике не существует чëткого разграничения между видами прав – есть только условное понимание внутри индустрии, и в каждом конкретном случае оно рассматривается индивидуально.

Использование песни в любой форме медиа требует оплаты роялти, часть суммы которого выплачивается издателю и автору, а часть – звукозаписывающей компании, которая создала трек. Существуют несколько разновидностей прав, которые запрашиваются у издателя – все зависит от вида использования.

К примеру, недраматические, или как их называют «small performance rights» – это права на использование песни вне какого-либо нарратива, так как она есть сама по себе: клип на ТВ, ротация в радиоэфире, публикация на разных платформах или живое выступление на мероприятии.

Другая категория под названием «grand rights» – это разрешение, которое необходимо получить от правообладателей произведения, если его планируется использовать в театральной постановке, включая мюзикл. Оно может запрашиваться как напрямую у автора, так и у издателя.

Существуют также «sync rights» – при использовании композиции в любом аудиовизуальном произведении: будь то кинофильм, сериал на ТВ или рекламный ролик. Эти права запрашиваются только у издателя и, как правило, являются разовым платежом за каждое использование композиции.

Так в интервью журналу Billboard в 2011 году владелец Rondor Music International Ларри Фрид приводит пример знаменитой композиции «Green Onions», записанной The Booker T. & the M.G.'s и выпущенной на Stax Records в 60-х. Она до сих пор остается одной из самых прибыльных для компании. В самом деле, можно не знать имен исполнителей, но этот трек узнает каждый: он прозвучал в криминальной комедии «Достать коротышку», режиссерском дебюте Джорджа Лукаса «Американское граффити», множестве рекламных роликов, сериалах, ТВ-программах и даже находился в радиоротации в игре «GTA: San Andreas». Эта композиция – одно из многих записанных на Stax произведений, права на распространение которых принадлежат Rondor, и попали они в их руки отнюдь не случайно, а в ходе привычной для крупного издателя деятельности.

Правило номер один успешного музыкального бизнеса: создал лейбл – привлекай в штат композиторов, музыкантов и авторов песен. Правило номер два: начал выпускать собственный материал – создавай музыкальное издательство и приобретай права на публикацию песен. Такая модель позволяет контролировать производство, распространение и прибыль музыкальных произведений. Именно так поступили Херб Алперт и Джерри Мосс – одни из самых успешных и уважаемых издателей музыки 20 века. Они даже были избраны в Зал славы рок-н-ролла в 2006 году – этой чести их удостоил Стинг.

Джерри Мосс и Херб Алперт / Фото: rockhall.com

Алперт и Мосс создали свою звукозаписывающую компанию A&M Records в 1962 году, после чего сразу принялись открывать дочерние компании, чья задача заключалась в менеджменте авторских прав не только собственных артистов, но и сторонних исполнителей. По мере того, как компания разрасталась, ее издательские «щупальца» открывали свои филиалы по всему миру, скупая целые каталоги разных лейблов. Так в 1967 году на свет появилась компания Rondor Music International, которая продолжила приобретать все больше прав на публикацию новых артистов. В 1968 году они покупают каталог прав на публикацию многих песен студии Stax. Этот каталог был зарегистрирован на компанию East Memphis Music, подотчетную BMI.

Тем временем компания Concord Music Group, которая начинала в 73-м году как маленький звукозаписывающий лейбл, специализирующийся на джазе, разрасталась по похожему принципу. В 2004-м Concord приобретает права на публикацию материалов лейбла Fantasy Records, который в 1977-м приобрел права на мастера песен Stax, выпущенных после 1968 года.

Так вот каталоги East Memphis Music и Fantasy Records и есть основание для конфликта в деле о мюзикле, так как один каталог предоставляет права на публикацию песен и подкрепляет это ассоциацией BMI, а второй дает своим владельцам права на сами произведения. Победу в итоге одержал Сoncord, и в 2018 году состоялась премьера мюзикла Стивена Бенджамина «Soul: the Stax musical» – правда, не на Бродвее, а в центральном театре Балтимора, где он побил все кассовые рекорды.

Soul: the Stax musical / Фото: facebook.com/staxrecords

Ключевую роль, очевидно, сыграли два фактора: Concord продолжил экспансию на театральный рынок и по наработанной схеме организовал новое направление – лицензирование театральных постановок Concord Theatricals со всеми сопутствующими правовыми ресурсами. В 2018 году они приобрели крупную театральную компанию Samuel French для развития своего нового департамента. Имея в своем распоряжении столь мощный инструмент, Concord умело воспользовался лазейкой в правовом кодексе через те самые «grand rights», являясь правообладателем и имея прямой доступ к авторам песен. Для мюзикла этого оказалось достаточно, но в случае с экранизацией без Rondor Music International дело бы не обошлось, поскольку «права синхронизации» может выдать только издатель.

Спрашивается, почему Тони Де Роза-Грюнд не продолжил производство фильма, имея на руках такое преимущество. На это он отвечает, что неразбериха с правами отпугнула от проекта инвесторов, и теперь у него почти нет шансов состояться. Похоже, что некоторым мюзиклам стоит оставаться на сцене.

В качестве наиболее успешного и «чистого» кейса в вопросе согласования с авторами и издателями первым упоминания достоин, конечно же, сериал «Винил», повествующий примерно о том же периоде в истории американского музыкального бизнеса.

Кадр из сериала «Винил» / Фото: hbo.com/vinyl

Музыка звучит в сценах непрерывно, актеры исполняют роли реальных артистов того времени, иногда даже вживую. Все это благодаря тому, что права на звучащие композиции принадлежат Atlantic Records, который был выкуплен Warner Brothers в 1967 году, что, в свою очередь, нанесло сильный удар по Stax Records. В то же время, канал HBO, занимавшийся производством и выпуском сериала, также принадлежит Warner Brothers – все намного проще, когда находится в одних руках.