Найди 10 отличий: границы между классическим ювелирным дизайном и копированием
14 июня 2021
Копирование в дизайне, и не только в ювелирном, появилось отнюдь не вчера. Некоторые вещи или элементы современного дизайна современными совсем не являются, потому что впервые появились века назад. А что-то как две капли воды похоже на произведения более известного автора, живущего сейчас. Где грань, отделяющая вдохновение от плагиата?

Недавно компания Tiffany & Co. представила первые в своей истории помолвочные кольца для мужчин. Мужчинам предложили крупные кольца из титана либо платины с центральным бриллиантом весом до пяти карат в глухой закрепке. Закрепку по аналогии с фирменной Tiffany Setting назвали Charles Tiffany Setting, хотя чего-то необычного и фирменного в ней, на первый взгляд, нет, а вот что многие обнаружили с первого взгляда, так это сходство с кольцами немецкого бренда Hemmerle, особенно оно заметно в модели из титана с чёрным покрытием. Вопросом, допустима ли такая схожесть внешнего вида колец, задались многие профессионалы. Например, ювелирный блогер и инфлюенсер, обладатель диплома в истории ювелирного дизайна Школы Парсонс Леви Хиггс вывесил коллаж из колец Hemmerle и Tiffany & Co. с комментариями. Но широкого резонанса вопрос не получил – слишком нишевая марка Hemmerle, чтобы сходство заметила широкая общественность. Да и в истории самого Tiffany немало печаток, в том числе с центральным камнем, в том числе характерной формы, которую можно назвать источником вдохновения для новых колец. А уж судить, насколько что на что похоже, тут лучше каждому самостоятельно, разместив фото Hemmerle и Tiffany & Co. рядом.

Более того, печатки существуют столетиями, и дизайн такого кольца с центральным камнем можно счесть и общим культурным достоянием, дающим право каждому бренду высказываться на тему.

Но вот относительно свободы других высказываний в самом Tiffany & Co. иное мнение. Речь о начавшемся ещё в 2013 году процессе Tiffany & Co. против Costco. Суть его в следующем: на табличках в витринах одной из крупнейших в США и мире сети магазинов – Costco – кольца обозначались как «Tiffany ring». Что, как утверждает истец, вводило покупателя в заблуждение относительно происхождения продукта, ведь к Tiffany & Co. украшения никакого отношения не имели. Но как утверждают в Costco, речь шла лишь о закрепке Tiffany Setting, которую больше века назад придумали в Tiffany & Co., и которая является характерным видом закрепки бриллианта на шести крапанах. Закрепку, по версии ответчика, часто именуют «Tiffany» и за пределами бренда, и это понятное покупателю определение, на что и указывала табличка. Закрепка пусть и придумана Tiffany & Co., но не является патентованной и используется разными брендами. И, на что упирал Costco, кроме как слово «Tiffany» ничего, напоминающего о бренде Tiffany & Co., ни в товарной табличке, ни на самом украшении, ни в его упаковке не использовалось. Суд тянется до сих пор.

С однозначными подделками, нарушающими права и на дизайн, и на торговую марку, в США проще. Их постоянно изымает таможня. В апреле этого года, например, была конфискована партия поддельных браслетов Love от Cartier, заявленная стоимость посылки с которыми была 59 долларов США, а на деле, по оценкам экспертов, составляет более 3,5 млн долларов США.

Браслеты Cartier Love / Фото: cartier.com

А что же в России? Рынок подделок огромный. И я сейчас не о китайских товарах. Множество ювелиров и ювелирных компаний не то что не стесняются, а гордятся тем, как прекрасно могут подделать Cartier или Van Cleef & Arpels. Брендам эта тенденция тоже не чужда. Если зайти на сайт компании Sokolov, можно найти и Cartier, и Chopard, и Tiffany & Co., и Messika – в общем, все, что плохо лежало. В самом Sokolov этого совершенно не стесняются, а считают чужой дизайн чем-то вроде «общего источника вдохновения». По крайней мере, если судить по ответам официального Инстаграм аккаунта бренда (1,3 млн подписчиков) тем пользователям, которые пишут комментарии о копировании.

И что не менее удивительно, с брендами, которые так относятся к копированию, не стыдятся сотрудничать дизайнеры. Например, среди активно рекламируемых коллабораций – проект с Akhmadullina Dreams Алены Ахмадуллиной.

Очевидно, самым действенным способом борьбы с подделками, будет борьба за умы клиентов. За то, чтобы объяснить всем потребителям то, что хорошо сформулировал швейцарский Фонд высокого часового искусства применительно к часам: «Поддельные часы для поддельных людей». «Fake Watches are for fake people», – гласил их рекламный слоган под фото с рукой манекена в фейке. Украшений это тоже касается.