Идут в рост: что нужно знать о лабораторных бриллиантах
25 мая 2021
Если ещё несколько лет назад представители крупных компаний и производители люксовой продукции говорили: «Мы только за природные камни», – то сейчас ситуация кардинально поменялась. Кто-то из больших и малых игроков уже занял эту нишу, кто-то планирует экспансию, остальные же относятся более чем серьезно, даже если пока не собираются.

Начнём с того, что же такое лабораторно-выращенные алмазы – lab-grown diamonds? Это камни, физические и химические свойства которых идентичны натуральным. А потому не стоит их путать с симулянтами. Это настоящие алмазы, только созданные не природой, а человеком. Неслучайно несколько лет назад изменилось даже само определение того, что есть огранённый алмаз.

В 2018 году Федеральная торговая комиссия США поменяла несколько определений в своих, написанных еще в 1956 году, правилах. Из определения слова «diamond», то есть «алмаз, бриллиант» исчезло слово «природный». При этом созданный человеком алмаз запрещено называть без определений вроде «лабораторно-выращенный». Использовать слово «культивированный» (это слово мы часто слышим о жемчуге) торговая комиссия не рекомендует.

Что же касается игроков рынка, то многие увидели в лабораторных камнях новые возможности. Это и более привлекательная цена, и возможность получить быстрее то, что от природы можно ждать веками (красный бриллиант, например), и, что немаловажно, – этика. Ведь сейчас уже нельзя сказать что-то в духе «мы лучше сожжём наши вещи, чем отдадим на распродажу». Теперь уже нельзя выбирать, быть ли этически и экологически ответственным. Им надо быть. Этого требует и новая этика, и клиенты новых поколений – миллениалы. Производителей предметов роскоши все вышесказанное тоже касается. Недаром ведущие часовые марки начали работать с переработанными материалами и реставрировать механизмы, а ювелиры стали все чаще упоминать о fairmined gold™ и делать путь на рынок своих драгоценных камней, в том числе бриллиантов, все более открытым. Но вот незадача: если происхождение цветных драгоценных камней можно понять по их химическому составу, то с бриллиантами все совсем не так. И узнать, откуда прибыл алмаз, не очень-то и возможно. Когда кто-то из производителей категорично заявляет, что добытые бриллианты имеют совершенно прозрачные источники происхождения – это часто не что иное, как green washing. А вот выращенный в лаборатории камень этичен на все сто процентов.

Из крупных игроков, обратившихся к лабораторным алмазам, – De Beers (создал отдельный под них бренд Lightbox) и Swarovski. Из брендов – например, Stephen Webster, выпустивший коллекцию в партнёрстве с тем же Swarovski.

Фото: facebook.com/pg/lightboxjewelry

Профессионалы рынка относятся к новому веянию по-разному. Ещё несколько лет назад популярным предсказанием было обрушение цен, но не случилось. А заявления «мы только за природные алмазы» пусть и звучат, но уже не так громко. Ведь заявляли это те, кто успешно работает с культивированным жемчугом, а это подавляющее большинство, и облагороженными цветными камнями, каковых на рынке более 90 процентов. К слову, среди лабораторных методов есть не только выращивание алмазов, но и их облагораживание. Например, возможность сделать из не имеющего ценности оттенка драгоценного камня желанный «fancy color» (категория fancy - фантазийный – обозначает явное присутствие желтого оттенка).

Дольше всего со своим отношением к лаборатории определялся авторитетный GIA (Геммологический институт Америки), но все же перешёл на сторону lab-grown. В 2019-м в GIA перестали использовать эпитет «синтетический», а с конца 2020-го стали оценивать лабораторные бриллианты по той же шкале чистоты и цвета, что и природные камни. То есть теперь и покупатель, и продавец могут получить точно такой же сертификат GIA на лабораторный бриллиант, как и на природный.

Фото: debeersgroup.com

Выращивание алмазов – дело не новое, гиганты вроде General Electric пытались это делать ещё в середине XX века. Другое дело – вывод на рынок. Есть те, кто считает массовое появление на рынке лабораторно-выращенных алмазов лучшим из того, что случилось с индустрией за долгие годы. Среди них, например, Роланд Лори, генеральный директор IGI, одной из ведущих лабораторий по оценке алмазов. По его мнению, лабораторные алмазы оживили индустрию, которая была в стагнации последние лет двадцать и не могла похвастаться ни высокотехнологичностью, ни быстротой реакции на изменения вкусов и предпочтений клиентов.