Grand Prix d'Horlogerie de Geneve: мировой чемпионат по часовому искусству
4 ноября 2021
Сегодня, 4 ноября, в Большом театре Женевы пройдёт церемония награждения победителя и лауреатов Гран-при высокого часового искусства. Каждый год, несмотря на демонстративное отсутствие на этом конкурсе часов многих ведущих брендов, с которыми организаторы не смогли или не захотели договориться, действо вызывает неизменно горячий интерес у всех, кто неравнодушен к часам. Статус мероприятия очень высок, одно уже то, что оно проводится при поддержке государственных структур, а именно Женевы и Женевского кантона, заставляет относиться и к церемонии, и к новым лауреатам чрезвычайно серьёзно. Если это не мировой чемпионат по часовому искусству, то что?..

Самое занимательное, что можно придумать в канун оглашения результатов голосования жюри Гран-при, – это постараться сделать свои прогнозы, чтоб потом сравнить, какие догадки оказались верными, какие – нет. Именно этим мы сейчас и займёмся. 

Всего на призы претендуют по шесть часов из имеющихся 14 категорий, всего 84 экземпляра. Вместе с победителями в категориях жюри выберет победителя Гран-при этого года, а также обладателей призов «За новаторство» (Innovation Prize), «За дерзость» (Audacity Prize), «Лучшие часы нового бренда» (Horological Revelation Prize) и «Специального приза жюри».

Из шести женских часов (категория Ladies’) наилучшие шансы у модели Alhambra secret pendant бренда Van Cleef & Arpels – полагаю, просто из уважения. Или сыграет радужная подборка драгоценных камней Limelight Gala Precious Rainbow фирмы Piaget, прошлогоднего победителя Гран-при, – радужные камни понравятся неспециалистам, коих много среди принимающих участие в голосовании. Мой фаворит – нескучные, провокативные и с прекрасной самоиронией часы Mademoiselle J12 Acte II фирмы Chanel. Чёрный юмор – редкость в часовом деле, а тут чёрная керамика, и гранёная тоже, да ещё фигурка мадемуазель, повесившейся на заводной головке… Блестяще. И полностью в духе часового подразделения бренда. 

Фото: пресс-служба GPHG

В номинации сложных женских часов (Ladies’ Complication) очень трудно что-либо предугадать, явного лидера нет. Louis Vuitton Tambour Spin Time Air Vivienne – только из уважения к бренду, Van Cleef & Arpels, Lady Féerie watch – то же. В Piaget Altiplano Tourbillon есть турбийон, авантюриновый циферблат и багетные бриллианты – сильная заявка. Тем не менее, я бы остановился на малоизвестной микроскопической марке Montres KF гениального часовщика Карстена Фрессдорфа – за впечатляющего размера турбийон в его женской модели KF-09-01 (название… насколько он гениален как часовщик, настолько же бездарен в маркетинге). Бриллианты и авантюрин, кстати, тоже имеются.

Фото: пресс-служба GPHG

В категории «Мужские часы» (Men’s) явного лидера тоже нет, как ни взгляни. Максимилиана Бюссера (MB&F) здесь любят, у меня же его часы, увы, былого восторга не вызывают. Прекрасны часы La Semaine Louis Erard x Alain Silberstein фирмы Louis Erard, созданные по дизайну Алена Зильберштайна. Работа Манюэля Эмша, не так давно возглавившего компанию, заслуживает всяческого одобрения, а его коллабы очень интересны и иногда неожиданны. Благодаря ручной отделке циферблата в истинно японском стиле и новейшему продвинутому автоматическому калибру часы Hi-Beat 36000 80 Hours Caliber 9SA5 бренда Grand Seiko имеют хорошие шансы, в особенности, если в воздухе возникнет пожелание приветить этот бренд (в последнее время уже по традиции Seiko, как и Tudor, хоть один приз в Женеве, да получает). Меня же более всего привлекают пародийные Swiss Alp Watch Final Upgrade «Мозера» – в них всё прекрасно, включая маленькую секундную стрелку в виде имитации вращающегося индикатора загрузки «Макинтошей». 

Фото: пресс-служба GPHG

Среди сложных мужских часов (Men’s Complication) действительно очень сложные часы предлагает бренд Audemars Piguet – это выставленные им часы Royal Oak Offshore Selfwinding Flying Tourbillon Chronograph. Однако, я бы отдал первенство, пожалуй, Octo Roma Worldtimer марки Bvlgari, наиболее простым часам в этой подборке – их мне довелось видеть вживую, как произведение высокого часового искусства они прекрасны. Самые тёплые эмоции вызывает ненамного более сложная модель L.U.C Quattro Spirit 25 фирмы Chopard – это тонкие эстетские часы, которые лучше всего удаются Карлу-Фридриху Шойфеле, руководителю мануфактурного направления в Chopard. 

Фото: пресс-служба GPHG

Часы, имеющие статус легендарных, – те, что сохраняются в коллекциях брендов в течение десятилетий – соревнуются в категории «Легенды» (Iconic). Здесь снова среди первых обязан значиться «Королевский дуб» – Royal Oak «Jumbo» Extra-Thin бренда Audemars Piguet, опять же, имеется «Тюдор» (часы Black Bay Fifty-Eight 925 в корпусе из серебра), который так или иначе должен быть награждён. Поэтому мои предпочтения на стороне «американца» – часов Historiques American 1921 бренда Vacheron Constantin. На мой взгляд, у них слишком много плюсов, чтобы проиграть эту номинацию – это самые почтенные часы здесь, их прообраз создан в 1921 году (насколько мне не изменяет память, первые опыты Vacheron Constantin в таком дизайне начинались за два года до того), это высококлассные тонкие часы бренда, который всегда был силён в этом деле, и механизм к тому же превосходен. 

Фото: пресс-служба GPHG

Из турбийонов (номинация Tourbillon) я вижу трёх серьёзных претендентов: Code 11.59 by Audemars Piguet Selfwinding Flying Tourbillon Chronograph, De Bethune DB Kind of Two Tourbillon и Girard-Perregaux Tourbillon with Three Flying Bridges – Aston Martin Edition. Если говорить о давности традиций, то верх должна взять компания Girard-Perregaux, производившая карманные турбийоны ещё полтора века назад. Если судить, исходя из желания оставить раз надетые часы на руке навсегда, то это De Bethune – бонусами будут фирменный дизайн и переворачиваемый ради разнообразия корпус. Если брать в расчёт все без исключения аспекты, то ставить надо на «Одемар». Тем не менее, в этот раз я бы выбрал De Bethune. 

Фото: пресс-служба GPHG

Категория календарных и астрономических часов (Calendar and Astronomy) – одна из самых сильных на Гран-при этого года. Здесь скандально известный «самый большой сферический указатель фазы Луны в наручных часах» – беспочвенная претензия Arnold & Son (часы Luna Magna), так как у Константина Чайкина в его «Луноходе» указатель больше. Миниатюрный (чересчур, на мой взгляд) наручный планетарий CVDK Planetarium Eise Eisinga фирмы Christiaan Van Der Klaauw мог бы взять приз, просто потому что этой марке, насколько я помню, призов на GPHG ещё не доставалось. Константин Чайкин, выставивший часы Minotaur, уже обладает одним призом, взятым в 2018 году, тем не менее, его остроумный «большой» двухдисковый указатель дня недели, помещённый в ноздри Минотавра, заслуживает награды. Наконец, в эту категорию был определён самый тонкий на данный момент автоматический вечный календарь Octo Finissimo Perpetual Calendar компании Bvlgari, который определённо заслуживает… не победы в этой категории, но много большего – Гран-при.

Фото: пресс-служба GPHG

В номинации «Совершенство в механике» (Mechanical Exception) лишь два претендента, на мой взгляд, заслуживают серьёзного рассмотрения. Это часы Central Impulse Chronometer Бернхарда Ледерера с актуальным двойным ходом постоянного натяжения и ходом типа натурального хода Бреге, и настольные планетарные часы и кинематический арт-объект Svemir Мики Элеты. Svemir GPHG крайне редко даёт награды стационарным часам, есть ли шанс у Мики Элеты преодолеть консерватизм экспертов, участвующих в голосовании? Неизвестно. Но тем не менее, Бернхард Ледерер – достойный соперник ему. 

Фото: пресс-служба GPHG

Среди хронографов (номинация Chronograph) почти соревнующиеся экземпляры обычные – они вполне могли быть представленными на Гран-при и год назад, и десять лет. Не давать же приз «Брайтлингу» за салатово-зелёный циферблат? На этом фоне неким преимуществом обладает «Тюдор» (всё по той же причине, если не победит в другой категории), и единственная действительно интересная штука – Le Chrono Monopoussoir Louis Erard x Alain Silberstein, коллаб Louis Erard и Алена Зильберштайна. Этот хронограф – второй номинант на Гран-при из серии Louis Erard x Alain Silberstein, будет здорово, если хотя бы одна ставка сыграет.

Фото: пресс-служба GPHG

Подборка дайверских часов (Diver’s), прямо скажу, могла бы быть более интересной. Актуальную дайверскую классику предлагает Oris (часы Aquis Date Calibre 400 41.5 mm с новым мануфактурный автоматическим калибром), компания Doxa предлагает «дайвера» SUB 300 carbon COSC Aquamarine, который выполнен в совершеннейшем её стиле (характерный дизайн корпуса, дайверский ободок с фирменной двойной разметкой, яркая раскраска), бонус – корпус из углеволоконного композита. Этот же материал задействован при изготовлении ободка часов Diver X Skeleton компании Ulysse Nardin. Также здесь, помимо высокотехнологичного корпуса, имеется экстраординарный скелетонированный механизм с огромным кремниевым балансом. Очень эффектные часы, но остаётся вопрос – насколько всё это актуально в погружении? 

Фото: пресс-служба GPHG

Битву каратов в категории Jewellery может выиграть любой из номинантов, они более-менее равнозначны. Я бы предпочёл часы Bvlgari Serpenti Barocсo – просто потому что в них сильнее всего художественная составляющая. 

Фото: пресс-служба GPHG

Из часов декоративных (Artistic Crafts) в число лучших я бы снова включил Bvlgari – это часы Divas’ Dream Peacock с мозаикой из павлиньего пера (в гармоничном комбинировании цветов у Bvlgari мало конкурентов), а также часы Jumping Hours 40th Anniversary Свенда Андерсена (Andersen Genève), которому удалось создать для этих часов чудный гильошированный циферблат из его фирменного воронёного золота (здесь – 21-каратный сплав), образец правильного декора женевских классических часов. 

Фото: пресс-служба GPHG

Несомненный лидер в категории «Малые стрелки» (Petite Aiguille) – Le Régulateur Louis Erard x Vianney Halter, ещё один коллаб компании Louis Erard. У этих часов есть история, есть харизма, и есть превосходный дизайн, к которому (хочется верить) приложил руку сам Вианней Альтер.

Фото: пресс-служба GPHG

В категории «Вызов» (Challenge) также, на мой взгляд, единственный хоть в какой-то степени интересный экземпляр – это Blue Planet фирмы CIGA Design. Здесь старая добрая дифференциальная система индикации времени объединена с декоративным изображением земного шара со стороны Индийского океана. У этих часов, впрочем, есть существенный недостаток: использованием дизайна, сходного с указателем мирового времени, они вводят в заблуждение. Возможно, непреднамеренно, тем не менее это нехорошо. 

Фото: пресс-служба GPHG

В заключение остановимся на призах, в которых не было отбора номинированных экземпляров. Это значит, играют все. Итак, приз «За новаторство» могли бы заслужить часы Bovet 1822 Miss Audrey Sweet Art с декоративным циферблатом, который выложен мозаикой из миниатюрных сахарных шариков. Разумеется, остаётся вопрос о долговременной стойкости такого циферблата – часы Bovet недёшевы. Поэтому я бы предпочёл вознаградить за новаторство Константина Чайкина, который отыскал действительно новую штуку – я не припоминаю, чтобы кто-то до него производил часы с двухдисковым указателем дня недели. Да ещё вмонтировал этот указатель в ноздри своего ристмона. Приз «За дерзость» вполне могли бы разыграть часы Chanel Mademoiselle J12 Acte II и H. Moser & Cie Swiss Alp Watch Final Upgrade, замечательная пародия на Apple Watch. Наконец, приз «Лучшие часы нового бренда» достоин получить Карстен Фрессдорф со своим турбийоном KF-09-01. Что касается «Специального приза», думаю, жюри найдёт достойного претендента, сомнений в том нет.