Самое занимательное, что можно придумать в канун оглашения результатов голосования жюри Гран-при, – это постараться сделать свои прогнозы, чтоб потом сравнить, какие догадки оказались верными, какие – нет. Именно этим мы сейчас и займёмся.
Всего на призы претендуют по шесть часов из имеющихся 14 категорий, всего 84 экземпляра. Вместе с победителями в категориях жюри выберет победителя Гран-при этого года, а также обладателей призов «За новаторство» (Innovation Prize), «За дерзость» (Audacity Prize), «Лучшие часы нового бренда» (Horological Revelation Prize) и «Специального приза жюри».
Из шести женских часов (категория Ladies’) наилучшие шансы у модели Alhambra secret pendant бренда Van Cleef & Arpels – полагаю, просто из уважения. Или сыграет радужная подборка драгоценных камней Limelight Gala Precious Rainbow фирмы Piaget, прошлогоднего победителя Гран-при, – радужные камни понравятся неспециалистам, коих много среди принимающих участие в голосовании. Мой фаворит – нескучные, провокативные и с прекрасной самоиронией часы Mademoiselle J12 Acte II фирмы Chanel. Чёрный юмор – редкость в часовом деле, а тут чёрная керамика, и гранёная тоже, да ещё фигурка мадемуазель, повесившейся на заводной головке… Блестяще. И полностью в духе часового подразделения бренда.
В номинации сложных женских часов (Ladies’ Complication) очень трудно что-либо предугадать, явного лидера нет. Louis Vuitton Tambour Spin Time Air Vivienne – только из уважения к бренду, Van Cleef & Arpels, Lady Féerie watch – то же. В Piaget Altiplano Tourbillon есть турбийон, авантюриновый циферблат и багетные бриллианты – сильная заявка. Тем не менее, я бы остановился на малоизвестной микроскопической марке Montres KF гениального часовщика Карстена Фрессдорфа – за впечатляющего размера турбийон в его женской модели KF-09-01 (название… насколько он гениален как часовщик, настолько же бездарен в маркетинге). Бриллианты и авантюрин, кстати, тоже имеются.
В категории «Мужские часы» (Men’s) явного лидера тоже нет, как ни взгляни. Максимилиана Бюссера (MB&F) здесь любят, у меня же его часы, увы, былого восторга не вызывают. Прекрасны часы La Semaine Louis Erard x Alain Silberstein фирмы Louis Erard, созданные по дизайну Алена Зильберштайна. Работа Манюэля Эмша, не так давно возглавившего компанию, заслуживает всяческого одобрения, а его коллабы очень интересны и иногда неожиданны. Благодаря ручной отделке циферблата в истинно японском стиле и новейшему продвинутому автоматическому калибру часы Hi-Beat 36000 80 Hours Caliber 9SA5 бренда Grand Seiko имеют хорошие шансы, в особенности, если в воздухе возникнет пожелание приветить этот бренд (в последнее время уже по традиции Seiko, как и Tudor, хоть один приз в Женеве, да получает). Меня же более всего привлекают пародийные Swiss Alp Watch Final Upgrade «Мозера» – в них всё прекрасно, включая маленькую секундную стрелку в виде имитации вращающегося индикатора загрузки «Макинтошей».
Среди сложных мужских часов (Men’s Complication) действительно очень сложные часы предлагает бренд Audemars Piguet – это выставленные им часы Royal Oak Offshore Selfwinding Flying Tourbillon Chronograph. Однако, я бы отдал первенство, пожалуй, Octo Roma Worldtimer марки Bvlgari, наиболее простым часам в этой подборке – их мне довелось видеть вживую, как произведение высокого часового искусства они прекрасны. Самые тёплые эмоции вызывает ненамного более сложная модель L.U.C Quattro Spirit 25 фирмы Chopard – это тонкие эстетские часы, которые лучше всего удаются Карлу-Фридриху Шойфеле, руководителю мануфактурного направления в Chopard.
Часы, имеющие статус легендарных, – те, что сохраняются в коллекциях брендов в течение десятилетий – соревнуются в категории «Легенды» (Iconic). Здесь снова среди первых обязан значиться «Королевский дуб» – Royal Oak «Jumbo» Extra-Thin бренда Audemars Piguet, опять же, имеется «Тюдор» (часы Black Bay Fifty-Eight 925 в корпусе из серебра), который так или иначе должен быть награждён. Поэтому мои предпочтения на стороне «американца» – часов Historiques American 1921 бренда Vacheron Constantin. На мой взгляд, у них слишком много плюсов, чтобы проиграть эту номинацию – это самые почтенные часы здесь, их прообраз создан в 1921 году (насколько мне не изменяет память, первые опыты Vacheron Constantin в таком дизайне начинались за два года до того), это высококлассные тонкие часы бренда, который всегда был силён в этом деле, и механизм к тому же превосходен.
Из турбийонов (номинация Tourbillon) я вижу трёх серьёзных претендентов: Code 11.59 by Audemars Piguet Selfwinding Flying Tourbillon Chronograph, De Bethune DB Kind of Two Tourbillon и Girard-Perregaux Tourbillon with Three Flying Bridges – Aston Martin Edition. Если говорить о давности традиций, то верх должна взять компания Girard-Perregaux, производившая карманные турбийоны ещё полтора века назад. Если судить, исходя из желания оставить раз надетые часы на руке навсегда, то это De Bethune – бонусами будут фирменный дизайн и переворачиваемый ради разнообразия корпус. Если брать в расчёт все без исключения аспекты, то ставить надо на «Одемар». Тем не менее, в этот раз я бы выбрал De Bethune.
Категория календарных и астрономических часов (Calendar and Astronomy) – одна из самых сильных на Гран-при этого года. Здесь скандально известный «самый большой сферический указатель фазы Луны в наручных часах» – беспочвенная претензия Arnold & Son (часы Luna Magna), так как у Константина Чайкина в его «Луноходе» указатель больше. Миниатюрный (чересчур, на мой взгляд) наручный планетарий CVDK Planetarium Eise Eisinga фирмы Christiaan Van Der Klaauw мог бы взять приз, просто потому что этой марке, насколько я помню, призов на GPHG ещё не доставалось. Константин Чайкин, выставивший часы Minotaur, уже обладает одним призом, взятым в 2018 году, тем не менее, его остроумный «большой» двухдисковый указатель дня недели, помещённый в ноздри Минотавра, заслуживает награды. Наконец, в эту категорию был определён самый тонкий на данный момент автоматический вечный календарь Octo Finissimo Perpetual Calendar компании Bvlgari, который определённо заслуживает… не победы в этой категории, но много большего – Гран-при.
В номинации «Совершенство в механике» (Mechanical Exception) лишь два претендента, на мой взгляд, заслуживают серьёзного рассмотрения. Это часы Central Impulse Chronometer Бернхарда Ледерера с актуальным двойным ходом постоянного натяжения и ходом типа натурального хода Бреге, и настольные планетарные часы и кинематический арт-объект Svemir Мики Элеты. Svemir GPHG крайне редко даёт награды стационарным часам, есть ли шанс у Мики Элеты преодолеть консерватизм экспертов, участвующих в голосовании? Неизвестно. Но тем не менее, Бернхард Ледерер – достойный соперник ему.
Среди хронографов (номинация Chronograph) почти соревнующиеся экземпляры обычные – они вполне могли быть представленными на Гран-при и год назад, и десять лет. Не давать же приз «Брайтлингу» за салатово-зелёный циферблат? На этом фоне неким преимуществом обладает «Тюдор» (всё по той же причине, если не победит в другой категории), и единственная действительно интересная штука – Le Chrono Monopoussoir Louis Erard x Alain Silberstein, коллаб Louis Erard и Алена Зильберштайна. Этот хронограф – второй номинант на Гран-при из серии Louis Erard x Alain Silberstein, будет здорово, если хотя бы одна ставка сыграет.
Подборка дайверских часов (Diver’s), прямо скажу, могла бы быть более интересной. Актуальную дайверскую классику предлагает Oris (часы Aquis Date Calibre 400 41.5 mm с новым мануфактурный автоматическим калибром), компания Doxa предлагает «дайвера» SUB 300 carbon COSC Aquamarine, который выполнен в совершеннейшем её стиле (характерный дизайн корпуса, дайверский ободок с фирменной двойной разметкой, яркая раскраска), бонус – корпус из углеволоконного композита. Этот же материал задействован при изготовлении ободка часов Diver X Skeleton компании Ulysse Nardin. Также здесь, помимо высокотехнологичного корпуса, имеется экстраординарный скелетонированный механизм с огромным кремниевым балансом. Очень эффектные часы, но остаётся вопрос – насколько всё это актуально в погружении?
Битву каратов в категории Jewellery может выиграть любой из номинантов, они более-менее равнозначны. Я бы предпочёл часы Bvlgari Serpenti Barocсo – просто потому что в них сильнее всего художественная составляющая.
Из часов декоративных (Artistic Crafts) в число лучших я бы снова включил Bvlgari – это часы Divas’ Dream Peacock с мозаикой из павлиньего пера (в гармоничном комбинировании цветов у Bvlgari мало конкурентов), а также часы Jumping Hours 40th Anniversary Свенда Андерсена (Andersen Genève), которому удалось создать для этих часов чудный гильошированный циферблат из его фирменного воронёного золота (здесь – 21-каратный сплав), образец правильного декора женевских классических часов.
Несомненный лидер в категории «Малые стрелки» (Petite Aiguille) – Le Régulateur Louis Erard x Vianney Halter, ещё один коллаб компании Louis Erard. У этих часов есть история, есть харизма, и есть превосходный дизайн, к которому (хочется верить) приложил руку сам Вианней Альтер.
В категории «Вызов» (Challenge) также, на мой взгляд, единственный хоть в какой-то степени интересный экземпляр – это Blue Planet фирмы CIGA Design. Здесь старая добрая дифференциальная система индикации времени объединена с декоративным изображением земного шара со стороны Индийского океана. У этих часов, впрочем, есть существенный недостаток: использованием дизайна, сходного с указателем мирового времени, они вводят в заблуждение. Возможно, непреднамеренно, тем не менее это нехорошо.
В заключение остановимся на призах, в которых не было отбора номинированных экземпляров. Это значит, играют все. Итак, приз «За новаторство» могли бы заслужить часы Bovet 1822 Miss Audrey Sweet Art с декоративным циферблатом, который выложен мозаикой из миниатюрных сахарных шариков. Разумеется, остаётся вопрос о долговременной стойкости такого циферблата – часы Bovet недёшевы. Поэтому я бы предпочёл вознаградить за новаторство Константина Чайкина, который отыскал действительно новую штуку – я не припоминаю, чтобы кто-то до него производил часы с двухдисковым указателем дня недели. Да ещё вмонтировал этот указатель в ноздри своего ристмона. Приз «За дерзость» вполне могли бы разыграть часы Chanel Mademoiselle J12 Acte II и H. Moser & Cie Swiss Alp Watch Final Upgrade, замечательная пародия на Apple Watch. Наконец, приз «Лучшие часы нового бренда» достоин получить Карстен Фрессдорф со своим турбийоном KF-09-01. Что касается «Специального приза», думаю, жюри найдёт достойного претендента, сомнений в том нет.