Глина раздора: арт-объекты, возмутившие зрителей
2 сентября 2021
Новое культурное пространство «ГЭС-2» еще не открылось, но установленная около него скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина №4» уже вызвала споры. Одни сравнивали ее с кучей фекалий и говорили, что такому не место в центре Москвы, другие защищали. Мы решили вспомнить, какие еще арт-объекты получали неоднозначную оценку горожан.

Урс Фишер, «Большая глина №4» (Москва)

Фото: instagram.com/2ges2

«Большая глина №4» Урса Фишера – 12-метровая скульптура, идея которой родилась у швейцарского художника еще 10 лет назад. Тогда он разминал в руке кусок глины, который решил превратить в арт-объект. Фишер увеличил его в 50 раз и отлил из алюминия. В Москве «Большую глину №4» установили в середине августа перед зданием «ГЭС-2», которое вот-вот должно открыться. Уже на этапе монтажа произведение Фишера стали сравнивать с кучей фекалий и настаивать на том, что такому не место в центре города. Но были и те, кто, напротив, защищал арт-объект и указывал на отсутствие художественного вкуса у оппонентов. Самого художника споры горожан удивили. «Мне трудно предугадать, какой будет реакция у людей... Я просто могу поделиться своими мыслями и идеями», – отмечал он.

Москва – не первое место, где побывала «Большая глина №4». До этого скульптуру устанавливали в Нью-Йорке и Флоренции, и там она не вызвала столь бурной реакции. В Москве по поводу скульптуры высказался даже мэр Сергей Собянин. «Петр I, который стоит с рулем, это креативный памятник или это только глина – креативный памятник? Что из них креативнее? Я думаю, что глина. Потому что, как мне сказали, глина через 9 месяцев будет востребована в другом городе мира, а Петр I так и будет плыть на своем корабле», – отметил градоначальник.

Ричард Серра, «Изогнутая арка» (Нью-Йорк)

Фото: instagram.com/richard.serra

«Изогнутую арку» американскому скульптору Ричарду Серре в 1981-м заказало правительство США, и в том же году работу установили на площади Фоли в Нью-Йорке. Она представляла собой 36-метровый железный занавес высотой 3,6 метра и весом 72 тонны. Вскоре после появления на Манхэттене вокруг арт-объекта разгорелись споры. Одни хвалили «Изогнутую арку», видя в ней дань уважения стальной индустрии США, другие ругали произведение за то, что оно мешает им пересекать площадь как прежде – по прямой. Ричард Серра объяснял, что в этом и состоял замысел – заставить человека взаимодействовать с произведением искусства. Через четыре года после установки скульптуры начались публичные слушания, а ночью 15 марта 1989-го работа американского скульптора была демонтирована. Этот случай вошел в историю искусства как один из ярких примеров непонимания публикой замысла художника.

Пол Маккарти, «Дерево» (Париж)

Фото: Marc Domage / artsandculture.google.com

В 2014 году американский художник Пол Маккарти предложил Парижу свою версию рождественского дерева. На Вандомской площади установили его 24-метровую ель – надувную и выполненную из латекса. Правда, у горожан возникли иные ассоциации. Многие сравнивали работу Маккарти с секс-игрушкой и выступали за ее демонтаж. Первого снега «Дерево» американца так и не дождалось. Сразу после установки неизвестный мужчина нанес несколько ударов самому Маккарти, когда тот рассматривал завершенную работу. А спустя два дня вандалы перерезали кабели, которые удерживали скульптуру в вертикальном положении. «Дерево» упало и сдулось. Мэр Парижа Анн Идальго осудила нападение на автора и скульптуру, а Пол Маккарти отказался восстанавливать арт-объект.

Джефф Кунс, «Букет тюльпанов» (Париж)

Фото: instagram.com/jeffkoons

Еще одна скульптура, которая вызвала протесты парижан, – «Букет тюльпанов» Джеффа Кунса. Американский художник посвятил ее жертвам терактов, которые произошли в Париже в ноябре 2015 года. Инициатором создания работы выступила экс-посол США во Франции Джейн Хартли. Джефф Кунс выполнил руку, держащую 11 тюльпанов, а недостающий 12-й символизировал жертв атаки. В основу идеи американского художника легла литография Пабло Пикассо «Букет мира». Установить скульптуру хотели напротив двух парижских музеев – Современного искусства и Пале-де-Токио. Но это категорически не устроило горожан. Петицию против монтажа арт-объекта поддержали несколько тысяч парижан. А в газете Libération в январе 2018 года вышло письмо, подписанное 23 французскими деятелями культуры. Оно было озаглавлено «Нет «подарку» Джеффа Кунса». В итоге место для работы все же нашли. В 2019 году скульптуру установили в сквере около Пти-Пале.

Аниш Капур, «Грязный уголок» (Версаль)

Фото: lissongallery.com/artists/anish-kapoor/artworks

Летом 2015 года возле Версальского дворца была установлена скульптура Аниша Капура «Грязный уголок». Сам художник позднее говорил, что это был пример того, как нечто темное из стали и камня можно ввести в изысканную геометрию французского сада. Капур называл скульптуру «довольно удачным произведением», но зрители с ним не согласились. «Грязный уголок» вызвал протесты французов, которые были уверены, что объекту, похожему на ржавую воронку и даже вагину, не место в Версале. Вскоре после установки работы вандалы облили ее желтой краской и нанесли антисемитские надписи. Сам художник в интервью газете Le Figaro отмечал: «Если этот акт вандализма что-то и значит, он говорит скорее о нетерпимости французов, чем об искусстве как таковом».

Маурицио Каттелан, «L.O.V.E» (Милан)

Фото: instagram.com/colorless_head

Маурицио Каттелан – один из главных провокаторов современного искусства. В 2010 году в Милане разгорелся скандал вокруг его скульптуры «L.O.V.E». 11-метровую ладонь с выставленным средним пальцем установили напротив здания биржи. Работа стала подарком городу от тогдашнего мэра Летиции Моратти, а ее название расшифровывалось как «libertà, odio, vendetta, eternità» – «свобода, ненависть, месть, вечность». Но горожане видели в скульптуре другие четыре буквы – «fuck». На вопрос журналистов, кому адресован грубый жест, Каттелан отвечал, что его работа создана для развития воображения у тех, у кого оно есть. Любопытно, что несмотря на протесты жителей, скульптура, которую устанавливали временно, осталась на Площади Аффари бессрочно.

Дэмьен Херст, «Чудесное путешествие» (Доха)

Фото: Nadine Al Koudsi © QMA and Damien Hirst/Science Ltd. DACS 2013 / damienhirst.com

В 2018 году в столице Катара Дохе Дэмиен Херст открыл инсталляцию «Чудесное путешествие» – 14 скульптур, изображающих гигантскую матку с эмбрионами в разных стадиях внутриутробного развития. Это была уже не первая попытка представить работу. Первая состоялась в 2013-м и провалилась. И тогда, и спустя пять лет местных жителей возмутили выставляемые на всеобщее обозрение интимные подробности развития плода. Сам Херст отмечал, что это «первая обнаженная скульптура на Ближнем Востоке. И это очень смело». Заказчиком проекта выступила дочь эмира и председатель Музеев Катара Шейха Аль-Маясса бинт Хамад бен Халифа Аль Тани. Она заявляла, что некорректно сравнивать эмбрион с изображением голого тела, как это делают критики. «В Коране есть стих о чуде рождения. Это не идет вразрез с нашей культурой или религией», – говорила Шейха Аль-Маясса.