Урс Фишер, «Большая глина №4» (Москва)

«Большая глина №4» Урса Фишера – 12-метровая скульптура, идея которой родилась у швейцарского художника еще 10 лет назад. Тогда он разминал в руке кусок глины, который решил превратить в арт-объект. Фишер увеличил его в 50 раз и отлил из алюминия. В Москве «Большую глину №4» установили в середине августа перед зданием «ГЭС-2», которое вот-вот должно открыться. Уже на этапе монтажа произведение Фишера стали сравнивать с кучей фекалий и настаивать на том, что такому не место в центре города. Но были и те, кто, напротив, защищал арт-объект и указывал на отсутствие художественного вкуса у оппонентов. Самого художника споры горожан удивили. «Мне трудно предугадать, какой будет реакция у людей... Я просто могу поделиться своими мыслями и идеями», – отмечал он.
Москва – не первое место, где побывала «Большая глина №4». До этого скульптуру устанавливали в Нью-Йорке и Флоренции, и там она не вызвала столь бурной реакции. В Москве по поводу скульптуры высказался даже мэр Сергей Собянин. «Петр I, который стоит с рулем, это креативный памятник или это только глина – креативный памятник? Что из них креативнее? Я думаю, что глина. Потому что, как мне сказали, глина через 9 месяцев будет востребована в другом городе мира, а Петр I так и будет плыть на своем корабле», – отметил градоначальник.
Ричард Серра, «Изогнутая арка» (Нью-Йорк)

«Изогнутую арку» американскому скульптору Ричарду Серре в 1981-м заказало правительство США, и в том же году работу установили на площади Фоли в Нью-Йорке. Она представляла собой 36-метровый железный занавес высотой 3,6 метра и весом 72 тонны. Вскоре после появления на Манхэттене вокруг арт-объекта разгорелись споры. Одни хвалили «Изогнутую арку», видя в ней дань уважения стальной индустрии США, другие ругали произведение за то, что оно мешает им пересекать площадь как прежде – по прямой. Ричард Серра объяснял, что в этом и состоял замысел – заставить человека взаимодействовать с произведением искусства. Через четыре года после установки скульптуры начались публичные слушания, а ночью 15 марта 1989-го работа американского скульптора была демонтирована. Этот случай вошел в историю искусства как один из ярких примеров непонимания публикой замысла художника.
Пол Маккарти, «Дерево» (Париж)

В 2014 году американский художник Пол Маккарти предложил Парижу свою версию рождественского дерева. На Вандомской площади установили его 24-метровую ель – надувную и выполненную из латекса. Правда, у горожан возникли иные ассоциации. Многие сравнивали работу Маккарти с секс-игрушкой и выступали за ее демонтаж. Первого снега «Дерево» американца так и не дождалось. Сразу после установки неизвестный мужчина нанес несколько ударов самому Маккарти, когда тот рассматривал завершенную работу. А спустя два дня вандалы перерезали кабели, которые удерживали скульптуру в вертикальном положении. «Дерево» упало и сдулось. Мэр Парижа Анн Идальго осудила нападение на автора и скульптуру, а Пол Маккарти отказался восстанавливать арт-объект.
Джефф Кунс, «Букет тюльпанов» (Париж)

Еще одна скульптура, которая вызвала протесты парижан, – «Букет тюльпанов» Джеффа Кунса. Американский художник посвятил ее жертвам терактов, которые произошли в Париже в ноябре 2015 года. Инициатором создания работы выступила экс-посол США во Франции Джейн Хартли. Джефф Кунс выполнил руку, держащую 11 тюльпанов, а недостающий 12-й символизировал жертв атаки. В основу идеи американского художника легла литография Пабло Пикассо «Букет мира». Установить скульптуру хотели напротив двух парижских музеев – Современного искусства и Пале-де-Токио. Но это категорически не устроило горожан. Петицию против монтажа арт-объекта поддержали несколько тысяч парижан. А в газете Libération в январе 2018 года вышло письмо, подписанное 23 французскими деятелями культуры. Оно было озаглавлено «Нет «подарку» Джеффа Кунса». В итоге место для работы все же нашли. В 2019 году скульптуру установили в сквере около Пти-Пале.
Аниш Капур, «Грязный уголок» (Версаль)

Летом 2015 года возле Версальского дворца была установлена скульптура Аниша Капура «Грязный уголок». Сам художник позднее говорил, что это был пример того, как нечто темное из стали и камня можно ввести в изысканную геометрию французского сада. Капур называл скульптуру «довольно удачным произведением», но зрители с ним не согласились. «Грязный уголок» вызвал протесты французов, которые были уверены, что объекту, похожему на ржавую воронку и даже вагину, не место в Версале. Вскоре после установки работы вандалы облили ее желтой краской и нанесли антисемитские надписи. Сам художник в интервью газете Le Figaro отмечал: «Если этот акт вандализма что-то и значит, он говорит скорее о нетерпимости французов, чем об искусстве как таковом».
Маурицио Каттелан, «L.O.V.E» (Милан)

Маурицио Каттелан – один из главных провокаторов современного искусства. В 2010 году в Милане разгорелся скандал вокруг его скульптуры «L.O.V.E». 11-метровую ладонь с выставленным средним пальцем установили напротив здания биржи. Работа стала подарком городу от тогдашнего мэра Летиции Моратти, а ее название расшифровывалось как «libertà, odio, vendetta, eternità» – «свобода, ненависть, месть, вечность». Но горожане видели в скульптуре другие четыре буквы – «fuck». На вопрос журналистов, кому адресован грубый жест, Каттелан отвечал, что его работа создана для развития воображения у тех, у кого оно есть. Любопытно, что несмотря на протесты жителей, скульптура, которую устанавливали временно, осталась на Площади Аффари бессрочно.
Дэмьен Херст, «Чудесное путешествие» (Доха)

В 2018 году в столице Катара Дохе Дэмиен Херст открыл инсталляцию «Чудесное путешествие» – 14 скульптур, изображающих гигантскую матку с эмбрионами в разных стадиях внутриутробного развития. Это была уже не первая попытка представить работу. Первая состоялась в 2013-м и провалилась. И тогда, и спустя пять лет местных жителей возмутили выставляемые на всеобщее обозрение интимные подробности развития плода. Сам Херст отмечал, что это «первая обнаженная скульптура на Ближнем Востоке. И это очень смело». Заказчиком проекта выступила дочь эмира и председатель Музеев Катара Шейха Аль-Маясса бинт Хамад бен Халифа Аль Тани. Она заявляла, что некорректно сравнивать эмбрион с изображением голого тела, как это делают критики. «В Коране есть стих о чуде рождения. Это не идет вразрез с нашей культурой или религией», – говорила Шейха Аль-Маясса.