Адвокат Сергей Гришанов: защита прав необычных машин
4 июня 2021
Гараж, в котором стоят Lotus Exige S, BMW M4 и M5, безусловно, впечатляет. Но самым ценным в этой блестящей мини-коллекции, кажется, умение на них ездить.

С чего все началось?

Сколько себя помню, столько мне нравились машины. Жизнь была буквально пронизана стремлением подойти к ним как можно ближе. Однажды мне попалось интервью с Дмитрием Певцовым, который тогда участвовал в Кубке VW Polo. И с того момента у меня в голове засела мысль, что если актер может быстро ездить, то вовсе не обязательно родиться Айртоном Сенной – гоночные навыки можно выработать. Хрустальная мечта появилась, а вот идей, как поехать быстро, и, главное, на чем, долго не было. До тех пор, пока знакомая не обмолвилась, что занимается картингом. Так все и началось.

Людям, мало знакомым с автоспортом, этот ответ не придется по вкусу. Хочется же сразу 500 сил или хотя бы дыма из-под колес, а тут картинг – развлечение для детей.

Официально заявляю: все Porsche, Lamborghini и Ferrari в руках обычного городского водителя – вялые овощи по сравнению с обычным 6-сильным картом. Это надо прочувствовать. Найдите самого маленького постоянного посетителя клуба и попробуйте его объехать. Ребята, пришедшие заниматься в 5-6 лет, к десяти годам уже сформировавшиеся пилоты. А базовый прокатный карт – полноценный гоночный болид, который подчиняется всем законам физики, в частности, физики гоночного движения. Так что картинг – это самая доступная и логичная возможность понять принципы гоночной езды. Обсуждать тут просто нечего. Когда на картодроме «Лидер» мне впервые дали 17-сильный карт, я подумал: «Всё! Сильнее ощущений быть не может». Но когда уже на 28-сильном карте в сочинской «Пластунке» после прямой «старт-финиш» я входил в первый, самый обычный поворот, он мне совсем не казался таким уж тривиальным, потому что в эту секунду я решал, что пора завязывать с автоспортом – такие перегрузки и ускорение стали настоящим откровением для меня. Тот круг я кое-как доехал, просто из приличия – трещали рёбра, руки отваливались. Но пример тренировавшегося в тот же день еще совсем маленького будущего пилота «Формулы-1» Никиты Мазепина вдохновил на вторую сессию, и после «картинговая болезнь» стала только прогрессировать. Вот что такое спортивный карт!

Но на спортивном карте не поедешь, если не начнешь на прокатном.

Все базовые навыки можно получить на медленной прокатной тарахтелке: научиться эластично работать с педалями – правильно открывать газ и тормозить; усвоить принцип траекторной езды. Когда разберешься с картом, раз и навсегда поймешь, что делать с абсолютно любой машиной, чтобы получать от нее удовольствие в обычной жизни. На Toyota Land Cruiser 200 можно ехать по траектории, и он перестает быть валким.

Фото: Александр Платонов

Что для вас гонки? Риск, адреналин?

Медитация. Я понял это благодаря Виктору Шайтару, российскому чемпиону Ле-Мана в классе GT3. Я познакомился с ним в обычном картинг-клубе во время соревнований как раз на прокатных картах. Я считаю его самым быстрым пилотом на планете Земля. Для меня не существует иных имен, потому что они живут в другом пространстве – я их никогда не видел и вряд ли встречу. А Витя – реальный человек, который показывает, что значит быть гонщиком. У него невероятный талант, но он не стремится его откровенно коммерциализировать. Он просто выше этого и спокойно делает своё дело. Я пытаюсь перекладывать свойственные ему черты на свою сферу деятельности: тоже пытаюсь быть выдержанным, спокойным и хладнокровным. Так вот, только с помощью Виктора я понял, что гонки – динамичный вид спорта только со стороны. А когда ты сам едешь быстро, когда у тебя получается прогрессировать, ты осознаешь, что гонки – это чистая медитация. Когда разобрался в траектории, запомнил, когда газовать и тормозить, у тебя есть два режима – «вкл.» и «выкл.». В этот момент ты философская бабочка, ты порхаешь, ничего не напрягает, ты отстранен от всего. Ты как будто познал правду жизни, будто постиг высший смысл. Ты еще не понимаешь, в чем именно ты разобрался, но такое ощущение, что ты всё понял. Ощущения от первого, действительно быстрого круга не сравнить ни с чем. И потом невозможно перестать искать повторения этих ощущений.

Уже есть новые соревновательные планы?

Да, проехать сезон на Shortcut – надёжном российском гоночном автомобиле, спроектированном энтузиастами из российского Лотус Клуба, мощностью 180 л.с. при массе 500 кг. Верю в этот проект, поскольку гонки – это не только поздно тормозить и рано открывать газ, это и обслуживание машины, и логистика, и снабжение. Гонять за свой счет – занятие спорное с точки зрения здравого смысла, но в этом случае спасают надежность техники и доступность деталей. Если все получится, как я рассчитываю, буду гонять на Shortcut до пенсии.

А что делать с М5 в городе?

Нечего абсолютно. Разве что девушек кадрить. Ну или производить впечатление на коллег и клиентов. Любоваться ей. За хлебом можно съездить. Всё. Но я ее заказал. Причем, после того как купил М4.

Сразу же?

Не совсем. Я принял волевое решение, что не буду заказывать М5 ни при каких обстоятельствах. Но я зашел просто посмотреть на базовый дизельный Х5, а заказал М5 Competition.

Полагаю, подобная ситуация требует некоторых объяснений.

Мой первый спортивный автомобиль – настоящий, бескомпромиссный спорткар – Lotus Exige S 2008 года. Естественно, «механика», масса меньше тонны, стеклопластиковый кузов, руль без гидроусилителя, есть только ABS. До того, как я начал выезжать на нем на трек, ездил по Москве. Потом мне открылось, что это издевательство над машиной. В городе Lotus приносит удовольствие только тем, кто на него смотрит со стороны, но не тебе и уж тем более не ему. Ты – будто живодер, а Lotus – пантера в зоопарке – грациозная, сильная, сидит в клетке и ничего не может. Но как только он оказывается в естественной среде – на автодроме – становится лучшей, самой стабильной и отзывчивой машиной в мире. В городе едешь на 3-4 тысячах оборотов максимум, а для нее это чахоточное состояние, ведь она оживает в диапазоне от 7 тыс. Тоже самое с М5. Это исключительно трековый автомобиль, появившийся в результате какого-то невероятного маркетингового трюка, когда на чистокровную гоночную машину нацепили кузов седан. И тут у меня сугубо научный интерес. Как молодой и неопытный, но страстный исследователь, я буду изучать в сравнительном аспекте два явления природы: М4 и М5 – в естественной среде обитания, пытаться отличать их повадки и реакции. К тому же жизнь прожить и не погонять на 600+ силах – по мне это пораженческая позиция.

Фото: Александр Платонов

До сих пор логическая нить была заметна также хорошо, как контрастная прострочка на сидениях Bentley Continental GT. Но на самом Bentley Continental GT – вашем последнем приобретении – она прерывается весьма загадочно.

Версия Mulliner, лазурный цвет, пробег менее тридцати тысяч за двенадцать лет – этот автомобиль принадлежал моему другу и соратнику по парусному спорту, который на нем совсем не ездил, и я часто шутил, что кому-то однажды повезет купить обкатанную машину. При очередной нашей встрече он вскользь обмолвился, что разместил объявление о продаже, и какой-то юрист из Ростова уже выехал за GT, сообщив, что она идеально подходит, чтобы помириться с женой. Я мгновенно представил себе, как этот Bentley уедет в Ростов, ради какого-то сомнительного предприятия, попадет на ужасные дороги, никогда прежде не видев ничего, кроме теплого гаража. И я счел единственно возможным сказать, что ростовчанин может поворачивать обратно. Понимаете, бывают разные увлечения – кто-то выращивает кактусы, кто-то помогает бездомным животным. Но очень мало людей, которые помогают машинам жить нормальной жизнью. История покупки Lotus была ведь примерно такой же. Его прежняя хозяйка уехала в другую страну без него, а я за ним просто присматривал. Потом она решила подарить его своему брату, который вообще не понимал, что это за машина. Едва тронувшись, на первом же лежачем полицейском он прыгнул как на трамплине (вместе с машиной подпрыгнуло и мое сердце). На следующий день он позвонил и сказал, что не готов ее себе оставить. Это не рядовая машина, и она имеет право на соответствующее обслуживание и эксплуатацию. И если у меня есть возможность обеспечить ей нормальное существование, я не могу поступить иначе.

Адвокат Сергей Гришанов. Защита прав необычных машин.

Именно так. К тому же я ни разу в жизни не водил 12-цилиндровый автомобиль. Хочется почувствовать, что такое ездить с мощной, но мягкой тягой, которая все сметет на своем пути, хоть ты и не спешишь. Это будет эксперимент над собственными ощущениями. К тому же мне нужно на чем-то добираться на конференции Pravo.ru. Они все проводятся в статусных местах, в которые приезжать нужно только на Bentley.

Благодарим велнес-клуб «Чистые пруды» за помощь в проведении съемки.